Начнем с шутки. Человек приходит к портному, чтобы сшить костюм, и приносит свою ткань. Портной снимает мерки, проверяет ткань и говорит: «Извините, этой ткани недостаточно для костюма».
Мужчина уходит и решает узнать мнение другого портного. Тот снимает мерки и говорит мужчине прийти через две недели.
Через две недели мужчина приходит и получает свой костюм. Уходя, он замечает, что маленький сын портного бегает в брюках, явно сшитых из той же ткани.
Разъяренный, он идет к первому портному: «Эй, что это значит? Ты сказал, что я не дал тебе достаточно ткани для костюма, но тот парень с соседней улицы сшил мне костюм из этой ткани, и даже осталось достаточно для штанов его сына!»
«Верно, но у меня сыновья-близнецы».
Дресс-код для пророков?
В недельной главе «Шофтим» (18:15) сказано: «Пророка из твоей среды, из братьев твоих, как я, поставит тебе Б-г Всесильный твой, его слушайте». Тора повелевает нам слушать и слушаться пророка и даже обещает, что Б-г даст нам пророков, которым мы сможем задавать вопросы и получать от них советы.
Сегодня пророчество кажется нам чем-то потусторонним, духовными посланиями, передаваемыми телепатически, сверхъестественным общением через ангелов и духовные уровни; все это в нашей повседневной жизни кажется очень нереальным.
Одна из вещей, обещанных нам в отношении Освобождения, напрямую связана с темой пророчества. Пророк Йоэль (3:1) обещает: «Изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». Не только появятся пророки, но и все евреи станут ими!
Согласно мидрашу, пророчество Йоэла было продолжением просьбы Моше в главе «Беаалотха»: «Если бы только весь народ Г-спода был пророком, чтобы Г-сподь даровал им Свой дух!» Согласно мидрашу, просьба Моше не была исполнена в этом мире, но в будущем, во времена Освобождения, она будет исполнена. Именно поэтому мидраш приводит слова Йоэла, процитированные выше.
Но это пророчество об Освобождении будет несколько отличаться от пророчества, существовавшего до сих пор. До сих пор пророчество было уделом особых людей, элиты человечества, ведь чтобы заслужить пророчество, говорит РАМБАМ, человек должен был быть «очень мудрым мудрецом с сильным характером... обладать очень широкими и точными умственными способностями» и т.д. Но в будущем пророчество станет естественным, для него не потребуется никаких испытаний или требований. Не будет никаких предварительных предписанных требований к курсу, и все, включая маленьких детей, станут пророками. На это новшество Освобождения намекают слова пророка Йоэля: «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». Маленькие дети будут пророчествовать, как Йешайя, Ирмияу и Йехезкель!
Однако этот феномен пророчества поднимает интересный законодательный вопрос, на который указывает Ребе. РАМБАМ (в конце «Законов о сосудах Храма») пишет: «Эфод из льна... носили ученики пророков и те, кто был пригоден для того, чтобы на них почил Святой Дух, чтобы дать понять, что такой человек достиг ступени, равной ступени первосвященника, который говорит святым духом...».
Труд РАМБАМа — это сборник еврейского закона. Он не объясняет стихи ТАНАХа или обычаи пророков прошлых лет. Так почему же он рассказывает нам о пророках, которые носили льняной эфод? Неужели это просто исторический интерес?
Скорее, РАМБАМ учит нас важному принципу. Поскольку «пророк приходит... чтобы рассказать нам о том, что произойдет в мире в будущем... и даже сообщить о нуждах человека», то, чтобы еврейский народ знал, к кому из пророков он может обратиться в случае нужды или беды, Тора требует, чтобы пророк одевался определенным образом, в льняной эфод, «чтобы было известно, что такой человек достиг уровня первосвященника... со святым духом», и что именно к нему следует обращаться в случае нужды.
Правда, на первый взгляд, этот закон не кажется актуальным сегодня, но Ребе показывает нам, что он, как и каждая деталь в Торе, имеет практические последствия для любого времени, особенно после наступления истинного и полного Освобождения.
Одежда для праздника
И сегодня, говорит Ребе, еще до Освобождения были (и есть) те, кто пригоден для откровения святого духа и пророчества. Исходя из сказанного ранее, возникает вопрос: должны ли эти люди также носить эфод из льна, и какова будет галаха в будущем? Если все будут пророками, то все ли должны будут носить льняной эфод вместо обычной одежды хасида?
С одной стороны, можно сказать, что если все евреи будут пророками, то не будет необходимости носить отличительную одежду, чтобы люди знали, что такой-то и такой-то говорит с пророческим духом, потому что все будут пророками. С другой стороны, во время Освобождения будут различия в уровнях пророчества; будут великие пророки и простые пророки. На это намекает формулировка Ирмияу (31:33): «Ибо все они будут знать Меня от мала до велика», и поэтому возможно, что и тогда нам придется задавать определенные вопросы более великому пророку. Чтобы помочь нам найти этого великого пророка, которому можно задавать трудные вопросы, он должен будет носить специальную одежду по типу льняного эфода.
Ребе не говорит, так это или нет, поэтому нам придется самим убедиться в этом в ближайшее время.
В другой раз (беседа «Шмини» 5715 г.) Ребе упомянул, что Король Давид, предок Мошиаха, носил льняной эфод в знак своей готовности быть пророком. Кроме того, в стихе описывается еще один важный аспект поведения Давида в связи с пророчеством: «И танцевал Давид со всей силой своей перед Б-гом». Поскольку «Шхина пребывает только там, где есть радость», Давид участвовал в песнях и танцах, чтобы заслужить Шхину и пророчество.
Так Ребе объясняет практику хасидов, которая берет начало в поведении Ребе, что даже в субботу и праздник мы поем, танцуем и хлопаем, хотя по «Шулхан Арух» кажется, что это проблематично. Причина в том, что от момента к моменту мы приближаемся к приходу Мошиаха гигантскими шагами, поэтому уже сейчас мы ведем себя как Давид, который «танцевал всеми силами перед Г-сподом», с радостью и абсолютной уверенностью в приходе Мошиаха.
В завершение расскажем историю. Итак, если ношение определенной одежды показывает и объявляет, кто действительно является пророком, то хасидская одежда оказывает реальное влияние на поведение человека, как мы можем узнать из следующей истории.
Среди хасидов Цемах-Цедека был богатый человек, чьи дела приводили его во многие города. По мере того, как его путешествия становились все более частыми, хасид начал чувствовать себя неловко в своем длинном хасидском пальто и черной шляпе и перешел на современную одежду. Когда же он отправлялся к Ребе, то одевал традиционную одежду.
Однажды он появился в Любавичах в своей деловой одежде. «Ребе, я решил перестать лицемерить. Зачем мне вас обманывать? Это та одежда, которую я ношу, когда иду по делам. Я не хочу, чтобы казалось, будто я везде ношу хасидскую одежду».
Ребе сказал: «Реб Янкл, неужели ты думал, что я не знаю, что, когда ты ездишь в Париж и Берлин, ты меняешь свою одежду? Но я думал, что это твое настоящее место и это твоя настоящая одежда, а там ты переодеваешься и носишь другую одежду».