23 Кислева 5782 года, суббота недели, гл. Вайешев

Вера в приход Мошиаха

Предлагаем вашему вниманию детальный разбор Ребе Короля Мошиаха некоторых законов РАМБАМа о важности и необходимости веры в приход Мошиаха.

8536 (0)
Перевод и обработка: Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 34, стр. 114-123
Вера в приход Мошиаха
Сборник РАМБАМа «Мишне Тора»

Предлагаем вашему вниманию детальный разбор Ребе Короля Мошиаха некоторых законов РАМБАМа о важности и необходимости веры в приход Мошиаха: 1. Три доказательства необходимости веры в Короля Мошиаха. 2. Вера в наступление Освобождения это часть заповеди Торы. 3. Обещание Всевышнего об Освобождении обязательно исполнится в буквальном смысле без всяких изменений. 4. Отрицая простой смысл наступления Освобождения, человек автоматически отрицает Тору. 5. Пророчество дано людям. 6. Эра Освобождения — убежище для еврейского народа.

1. Три доказательства

В «Законах о Королях» РАМБАМ пишет:

В грядущие дни встанет Король Мошиах и восстановит династию Давида, вернув ее к первоначальному суверенитету… Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе: «И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилуется над тобою‚ и вновь соберет тебя... даже если будешь ты заброшен на край земли, и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю...» («Ницавим» 30:3-5). Эти недвусмысленные слова Торы включают в себя все, что сказано пророками о Мошиахе. Об этом же говорится и в рассказе о Биламе. Там («Бамидбар» 24:17,18) приводится пророчество о двух Мошиахах: о первом из них — Давиде… и о последнем — Мошиахе, его потомке…

В следующем законе пишет РАМБАМ:

Кроме этого, говорится о городах-убежищах: «Когда расширит Б-г твои пределы, прибавь еще три города...» («Шофтим» 19:8,9). Но до сих пор этого не произошло. А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну. Но то, что пророчество о Мошиахе содержится в словах пророков, не требует доказательств, ибо все их книги полны упоминаний о нем.

Таким образом, мы видим, что РАМБАМ приводит три доказательства:

1. Возвращение изгнанников Всевышним;

2. Пророчество Билама о Мошиахе;

3. Города-убежища;

Книга РАМБАМа — это сборник законов. Она написана четким и лаконичным языком, где не только каждая фраза, но и каждое слово находится на своем месте и не является лишним. Поэтому нужно понять, почему РАМБАМ не удовлетворился первыми двумя доказательствами и привел еще одно, о городах-убежищах?

Но вначале проясним для себя суть первых двух доказательств, которые находятся в первом законе. Когда мы поймем, для чего РАМБАМ привел их, мы сможем понять необходимость третьего доказательства (которое находится во втором законе, отдельно от первых двух).

Мы видим, что РАМБАМ пишет о необходимости веры в Короля Мошиаха. То есть, кроме того, что необходимо верить в грядущее Освобождение, когда Всевышний возвратит еврейский народ из изгнания (любым способом), необходимо еще верить в Короля Мошиаха. И дальше РАМБАМ приводит признаки, по которым мы сможем узнать Мошиаха.

При этом нужно отметить мнение рабби Гилеля приведенное в Талмуде («Санедрин» 99а), который сказал: «Не будет евреям Мошиаха». Раши и другие комментаторы объясняют это так, что, что по его мнению, «Всевышний сам избавит их, и будет властвовать единолично». Но другие мудрецы не согласились с мнением рабби Гилеля, и постановили большинством, что Освобождение произойдет посредством Мошиаха. Более того, как постановил Хатам Софер, если сейчас кто-то будет утверждать что «не будет евреям Мошиаха», такой человек — еретик, отрицающий Тору.

Обратим внимание, что РАМБАМ пишет: «Всякий, кто не верит в него» (то есть, Мошиаха). А в первом доказательстве говорится только о том, как Всевышний освободит евреев: «И возвратит Г-сподь изгнанников твоих… и приведет тебя Г-сподь». Из этих слов следует только то, что нужно верить в грядущее Освобождение, но о том, что оно произойдет именно посредством Мошиаха, здесь не говорится. Поэтому необходимо второе доказательство — пророчество Билама. В нем четко сказано, что Билам пророчествовал о двух Мошиахах — Давиде и Короле Мошиахе. Для подтверждения этого РАМБАМ приводит несколько отрывков из Торы, в которых есть намек на то, каким должен быть Мошиах, в приход которого следует верить.

Из этого следует, что первого доказательства недостаточно, так как в нем идет речь только об Освобождении. Необходимо еще одно доказательство о Мошиахе.

Теперь посмотрим, почему недостаточно только второго доказательства.

РАМБАМ привел пророчество Билама о Мошиахе вторым потому, что в его намерения входило не только приведение доказательства из Письменной Торы о приходе Мошиаха. Он хотел доказать, что тот, кто не верит в него, отвергает слова самой Торы, ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе. И эти свидетельства основаны не только на комментариях к Письменной Торе, хотя сам РАМБАМ в «Законах о раскаянии» (глава 3, закон 8) пишет, что «не признающие толкований Торы (то есть, Устную Тору) считаются отрицающими Тору», а на «этих недвусмысленных словах Торы». Пророчества же Билама были сказаны намеком, в них нет прямого упоминания о Мошиахе, поэтому о них нельзя сказать, что это недвусмысленные слова Торы, говорящие об Освобождении. А в первом доказательстве прямо говорится об Освобождении и собрании изгнанников, поэтому в нем есть необходимость.

Таким образом, мы видим, что нельзя ограничиться только первым или вторым доказательством. В первом говорится о том, что мы учим прямо из слов Торы необходимость верить в Освобождение. Во втором же говорится, что Освобождение произойдет только посредством Мошиаха.

Нужно отметить, что есть еще множество других доказательств, но РАМБАМ привел только три, потому что, как мы уже говорили, его книга — это сборник законов, и он не будет без необходимости приводить другие доказательства.

Теперь мы вернемся к нашему вопросу: почему РАМБАМ не удовлетворился двумя первыми доказательствами и привел еще одно, о городах-убежищах? Кроме этого, нужно понять, почему РАМБАМ поместил его в отдельный закон, ведь, на первый взгляд, его место рядом с первыми двумя?

Можно сказать, что РАМБАМ привел третье доказательство для того, чтобы подчеркнуть, что после прихода Мошиаха мы сможем соблюдать заповеди в совершенстве, ведь заповедь построить еще три города-убежища будет выполнена только тогда. Еще можно сказать, что третье доказательство является вступлением для следующего закона РАМБАМа о том, что Мошиах не должен творить чудеса и вносить изменения в мир. Ведь, по мнению РАМБАМа (в гл. 12), в Дни Мошиаха «весь мир будет таким же, как прежде», и только после этого «не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества». В доказательство этому можно привести слова Торы о городах-убежищах. Назначение этих городов состоит в том, что человек, совершивший убийство неумышленно, может спастись там от мстителя. Получается, что если в будущем останутся города-убежища (и, более того, к ним добавится еще три), это значит, что в Дни Мошиаха возможна ситуация убийства по ошибке и, следовательно, весь мир будет таким же, как прежде. Но эти объяснения не являются удовлетворительными, как мы увидим в дальнейшем.

2. Часть заповеди Торы

Напомним, что на первом уроке был задан вопрос, почему РАМБАМ приводит три доказательства о необходимости веры в приход Мошиаха. Мы поняли, что нельзя ограничиться только первым или вторым доказательством. В первом говорится о том, что мы учим прямо из слов Торы необходимость верить в Освобождение. Во втором же говорится, что Освобождение произойдет только посредством Мошиаха.

Теперь мы вернемся к нашему вопросу: почему РАМБАМ не удовлетворился двумя первыми доказательствами и привел еще одно, о городах-убежищах? Кроме этого, нужно понять, почему РАМБАМ поместил его в отдельный закон, ведь, на первый взгляд, его место рядом с первыми двумя?

Ребе שליט"א Король Мошиах объясняет это таким образом: дело в том, что доказательство о городах-убежищах совершенно особое и, приводя его, РАМБАМ хочет сообщить нам нечто новое относительно веры в приход Мошиаха, и это невозможно понять из первых двух доказательств.

В Торе сказано: «Когда расширит Б-г твои пределы, прибавь еще три города...». То есть, в Дни Мошиаха необходимо построить еще три города-убежища, кроме тех шести, которые были до этого. И, так как это указание из Торы и заповедь Всевышнего, то вера в приход Мошиаха становится одним из условий исполнения заповеди из Торы.

Объясним подробнее: несмотря на то, что в Торе сказано о грядущем Освобождении, и РАМБАМ постановил, что вера в Освобождение является одной из основ Торы, тем не менее, нельзя сказать, что эта вера является одной из заповедей Торы. Ведь в Торе нет указания — верить в наступление Освобождения.

Это, кстати, одна из причин того, что в «Законах основ Торы» РАМБАМ не пишет о вере в наступление Освобождения, ведь его целью было указать только те основы Торы, которые являются заповедями.

Мы видим, что указание добавить еще три города-убежища совершенно меняет статус веры в наступление Освобождения – она становится частью заповеди из Торы.

Возникает вопрос, а какая нам разница, ведь неужели недостаточно того, что об Освобождении говорится в Торе? Ведь этого было достаточно для РАМБАМа, чтобы постановить, что всякий, кто не верит в Мошиаха или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы!

Чтобы понять, в чем заключается особенность заповедей Торы, процитируем начало девятой главы «Законов основ Торы» РАМБАМа: «Ясно сказано и объяснено в Торе, что она — закон на все времена: нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней». Заповедь — это указание Торы и «слова Торы заповедано нам исполнять всегда» (там же). И в «Законах королей» (глава 11, закон 3): «Но основная истина состоит в том, что Тора, законы и заповеди ее вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них. И всякий, кто добавит новую заповедь к заповедям Торы или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, где говорится о заповедях‚ как иносказания, — он грешник и нечестивец».

И сейчас можно также понять слова РАМБАМа «А ведь не может того быть, чтобы дал нам Святой Творец, благословен Он, эту заповедь понапрасну». Он хотел подчеркнуть, что, так как это заповедь, она обязательно осуществится.

Следовательно, поскольку вера в наступление Освобождения является частью заповеди о городах-убежищах, то, как и эта заповедь, это закон на все времена: нельзя его изменить, ни убавить от него, ни прибавить к нему.

Другими словами: если бы вера в наступление Освобождения не являлась бы частью заповеди, то можно было бы предположить, что Освобождение не осуществится буквально, или в нем будут какие-нибудь изменения. Об этом мы будем подробнее говорить на следующем уроке.

3. Обещание без изменений

На предыдущем уроке мы убедились в необходимости третьего доказательства о городах-убежищах. Его особенность состоит в том, что вера в наступление Освобождения является частью заповеди о городах-убежищах, и поэтому приобретает статус закона на все времена: нельзя его изменить, ни убавить от него, ни прибавить к нему.

Теперь давайте выясним, каким образом может исполниться обещание Всевышнего: может ли в нем быть изменение, должно ли оно исполниться буквально, а возможно все зависит от того, какое это обещание?

Прежде всего, нужно уяснить, что в отношении обещаний Всевышнего, которые Он сообщает нам посредством пророка, возможна ситуация, когда в них появятся изменения. Например, если пророк сообщает о грядущей трагедии, то, возможно, что она и не произойдет, так как Всевышний милостив и милосерден, и прощает зло. Также возможно, что люди раскаялись, и им простилось, как жителям Нинве, или наказание было отложено, как во времена Хизкияу. А что, если Всевышний сообщил пророку хорошее известие, ведь как пишет РАМБАМ: «все хорошее, что обещано Б-гом, даже при каком-то условии, сбывается»? Даже в этом случае возможны изменения — если пророк скрыл известие от народа, тогда оно может не исполниться, если евреи согрешат.

Из этих слов становится понятно, что даже когда мы уверены в том, что слова пророка осуществятся, это произойдет не потому, что обещание пророка само по себе не может измениться, а потому, что эти обещания исполняются на практике. И РАМБАМ пишет дальше, что это необходимо для того, чтобы нам можно было отличить истинного пророка, и поэтому «только в хороших предсказаниях испытывают пророка».

Вечность же Торы объясняется тем, что она находится выше изменений и невозможно, чтобы она изменилась. Ведь сказано «Я, Всевышний, не изменился», — как в Нем невозможно изменение, так и невозможно изменение в Торе Всевышнего, которая является Его мудростью и желанием.

Следовательно, несмотря на то, что обещание об Освобождении это добрая весть, а доброе известие, которое Всевышний передал евреям через пророка обязано исполниться, даже если они согрешат (и более того, изначально не может быть, что они согрешат, ведь РАМБАМ пишет: «обещала Тора, что в последние времена Израиль вернется ко Всевышнему в конце изгнания своего и сразу же будет спасен»), тем не менее, истинность этого следует из определения и вида пророчества. Но когда мы говорим, что обещание об Освобождении — это часть заповеди Торы, оно приобретает истинность, присущую всем заповедям Торы. И не только не будет в нем изменений, но не может быть изменений.

Но еще остается вопрос.

Правило о вечности Торы относится ко всем ее частям. Ведь каждая буква как в Письменной Торе, Пророках и Писаниях, так и в Устной Торе является частью истинной и неизменной Торы. Особенно это относится к Пятикнижию Моисея, ведь по словам Рамбама Пятикнижие не будет отменено никогда и все, что написано в Торе Моше — истинно и существует вечно. Тогда, раз обещание об Освобождении написано в Торе, то на нее должно распространяться правило о вечности Торы. И что нового нам дает сообщение о том, что это часть заповеди Торы?

Ребе שליט"א Король Мошиах объясняет, что есть огромная разница между вечностью и неизменностью заповедей Торы и других частей Письменной Торы. В других частях Торы вечность ее слов может осуществиться при исполнении их не в физическом, а в духовном смысле, подобно тому, как исторические хроники и рассказы в Письменной Торе, в которых есть многие намеки, следует понимать в духовном смысле, так как речь в них идет о событиях прошлого. Этого нельзя сказать о Торе, законы и заповеди которой вечны и неизменны во веки веков в их буквальном, физическом смысле.

И как истории в Торе, так и обещания Всевышнего в ней — их практическая реализация зависит от того, каким образом они были сказаны в соответствии с условиями, о которых писали наши мудрецы. И даже если обещание было без условий, оно может реализоваться в духовном, а не буквальном смысле.

И в этом заключается открытие в нашем вопросе. Так как обещание Всевышнего об Освобождении является частью заповеди о городах-убежищах, то на него распространяется вечность заповедей Торы.

И поэтому мы можем сделать два вывода:

1. Это обещание обязательно исполнится в буквальном смысле.

2. Оно исполнится без всяких изменений.

4. Отрицание заповеди

На предыдущем уроке мы выяснили, что обещание Всевышнего об Освобождении является частью заповеди о городах-убежищах, и, следовательно, на него распространяется вечность заповедей Торы. Значит, это обещание обязательно исполнится в буквальном смысле и без всяких изменений.

Теперь мы можем, наконец, понять причину, по которой, говоря о необходимости веры в приход Мошиаха, РАМБАМ привел третье доказательство о городах-убежищах.

РАМБАМ хотел не только привести еще одно доказательство из Письменной Торы о Мошиахе, но и объяснить статус человека, не верящего в приход Мошиаха. Отсутствие веры свидетельствует о том, что такой человек, кроме того, что отрицает Тору, он еще отрицает заповедь Торы. Ведь, согласно мнению РАМБАМа, вера в приход Мошиаха является частью заповеди о городах-убежищах, которая еще не исполнилась, и такой человек будет еретик.

Поэтому РАМБАМ написал этот закон отдельно, так как в первых двух он доказывает, что не верящий человек отрицает Тору, а в этом — что такой человек отрицает заповедь.

Но возникает вопрос: если человек отрицает Тору, то что добавляет, если он, кроме того, отрицает одну из заповедей?

На основе изученного материала мы можем понять суть этого вопроса.

Если человек утверждает, что не верит в наступление Освобождения, так как считает, что, несмотря на обещание Всевышнего, произошли изменения, и это обещание не исполнится, то нельзя сказать о таком человеке, что он «отрицает Тору». Ведь он не отрицает наличия обещания Всевышнего.

Но так как Освобождение это часть заповеди из Торы, то в соответствии с правилом, согласно которому «законы и заповеди Торы вечны и неизменны во веки веков и нельзя ни прибавить к ним и не убавить от них», получается, что не может быть изменений в обещании Всевышнего об Освобождении. И тогда, если человек утверждает, что не верит в наступление Освобождения, то вне зависимости от причин, по которым он это делает, такой человек будет считаться отрицающим Тору.

Если же человек утверждает, что он не верит в наступление Освобождения, так как считает, что это произойдет в духовном смысле, то, на первый взгляд, нельзя сказать о таком человеке, что он «отрицает Тору». Ведь он не оспаривает тот факт, что слова Торы истинны, а только считает, что эти слова не следует понимать буквально.

Но так как Освобождение это часть заповеди из Торы, то, отрицая простой смысл наступления Освобождения, такой человек автоматически отрицает Тору, законы и заповеди которой вечны и неизменны во веки веков в их буквальном, физическом смысле.

5. Пророчество дано людям

На прошлом уроке мы узнали, что поскольку Освобождение — это часть заповеди из Торы, то человек, отрицающий простой смысл наступления Освобождения, автоматически отрицает Тору, законы и заповеди которой вечны и неизменны во веки веков в их буквальном, физическом смысле.

Теперь попробуем понять суть второго доказательства, в котором РАМБАМ приводит слова Билама, пророчествовавшего о Мошиахе. На первый взгляд, непонятно, зачем РАМБАМ подчеркивает, что это именно пророчество Билама, а не просто слова Билама.

Можно было бы предположить, что РАМБАМ добавляет слова «и там пророчествовал», чтобы придать веру словам Билама, ведь кто сказал, что нужно верить словам этого злодея. Но такое предположение неверно, так как эти слова находятся в Торе, и, следовательно, они истинны.

Таким образом, мы приходим к предположению, что и в этот раз цель РАМБАМа — сообщить нам дополнительную информацию. Он хочет показать, что неверящий в Мошиаха не только отрицает Тору, но и отрицает пророчество.

Несмотря на существующее правило о том, что «слова Торы важнее слов пророка» (Талмуд, трактат «Хагига» 10б), мы часто встречаем обратные примеры. Это проявляется в том, что наказание за нарушение закона Торы зависит от типа заповеди, т.е. нарушение может быть легким или тяжелым. А человек, нарушающий слова пророка, какими бы они не были, заслуживает смерти от руки Небес («Основы Торы» 9:2). Даже если пророк приказал нам что-то, не являющееся заповедью, например: идите в такое-то место или не идите, начинайте войну сегодня или не начинайте, стройте эту стену или не стройте ее — мы обязаны его слушать.

Причина этого в некоторых преимуществах слов пророка. Ведь пророчество — это то, что «Всевышний дает людям», информация, поступающая в сердце человека. Поэтому, когда человек слышит указание пророка (и не важно, что именно тот говорит), это равноценно тому, что он слышит слово Всевышнего, обращенное к нему лично. Разумеется, что непослушание в таком случае наказывается очень строго. И это справедливо и в том случае, когда человек не слышал лично слов пророка, но, зная об их существовании, отказывается выполнять их.

Нужно отметить, что, по мнению Хатам-Софера, пророчество Билама — это единственное место в Торе, где нет ни одного свидетеля, и мы верим этому только из-за пророчества Моше. Поэтому становятся более понятными слова РАМБАМа, утверждающие, что тот, кто не верит в Мошиаха, «отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего».

Теперь подведем итог изученному материалу:

Три доказательства, которые приводит РАМБАМ, учат нас тому, что информация об Освобождении посредством Мошиаха находится во всех частях Торы — как в рассказах и обещаниях Торы, так и в пророчествах в Торе. Кроме того, вера в наступление Освобождения является частью заповеди о городах-убежищах. Поэтому тот, кто не верит в приход Мошиаха, не только отрицает всю Тору и слова Моше, но и пророчество в Торе и заповеди Торы, которые вечны и неизменны навеки.

А теперь мы предлагаем вам заключительное объяснение Ребе שליט"א Короля Мошиаха о внутренней связи заповеди о городах-убежищах с необходимостью веры в приход Мошиаха:

6. Эра Освобождения — убежище для еврейского народа

Остается понять, почему РАМБАМ связал веру в приход Мошиаха с заповедью о городах-убежищах.

Смысл города-убежища заключается в том, что это место, где убийца находит пристанище и охрану от мстителя.

И так же, как есть убежище в пространстве, существует убежище во времени. Это время, когда «не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества». В это время произойдет как бы укрытие всего человечества от негативных проявлений изгнания.

Таким же образом в духовном смысле — город-убежище символизирует укрытие от «злого начала» в человеке (которое также называется «мститель»), ведь, по словам мудрецов (Талмуд, трактат «Макот» 10а), «слова Торы — охраняют». И так же, как город-убежище является искуплением для убийцы, так и в духовном смысле — убийца души символизирует собой грех, который наносит ущерб душе, и поэтому слова Торы, которую он учит, служат искуплением для его души.

Опубликовано: 17.05.2005

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter