СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 20:38

Спор и мир

Когда есть спор между двумя людьми, всегда можно прийти к миру с помощью компромисса самим или в суде. Но когда спор превратился в ссору, ничего хорошего из этого не выйдет.

728 (0) мин.
Источник: «Ликутей Сихот» том 24, беседа 4

Известно, что если в Торе есть какое-то непонятное место, РАШИ всегда объясняет его. Если же он ничего не говорит, это значит, что вопроса вообще нет или на него можно дать ответ самим из сказанного ранее.

В главе «Тэце» сказано так (25:1): «Когда будет спор между людьми, то приступят они к суду, чтобы их рассудили, и оправдают правого и обвинят виновного». На первый взгляд, слова «оправдают правого и обвинят виновного» являются лишними — это ведь очевидно. Тогда зачем нужно повторение? И если этот вопрос правомочен, то почему же РАШИ не объясняет это место?

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах говорит, что в этом случае РАШИ косвенным образом объясняет, почему Тора использует слово «спор». Обычно, когда возникает проблема между людьми, Тора использует слово «дело», например («Итро» 18:16): «Когда есть у них дело, (тот) приходит ко мне; и я сужу между человеком и ближним его» или («Мишпатим» 24:14): «У кого есть дело, приблизится к ним». А слово «спор» используется обычно в отрицательном контексе, когда люди не хотят идти в суд, например: «И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота» («Лех леха» 13:7) или «И спорили пастухи Гeрара с пастухами Ицхака» («Толдот» 26:20) или «И если вступят в ссору люди, и ударит человек ближнего своего» («Мишпатим» 21:18).

Поэтому в данном случае было бы более уместно использовать слово «дело», как это перевел Онкелус.

Это и объясняет РАШИ: «В конце концов они предстанут пред судом. Следовательно, ничего хорошего (букв.: никакого мира) из спора не выйдет».

Когда есть спор между двумя людьми, всегда можно прийти к миру с помощью компромисса самим или в суде. Даже есть судья признает одного из них правым, все равно они достигнут мира, так как между ними не было ссоры и они стремились к истине.

Но когда спор превратился в ссору, нельзя прийти к миру. Эти спорщики придут в суд, судья вынесет категорическое постановление — кто прав, а кто виноват — но и после этого «никакого мира не будет».

Поэтому РАШИ приводит пример с Лотом: «Что побудило Лота покинуть праведного (Авраама)? Не что иное, как спор».

Ведь тогда не было ссоры между Лотом и Авраамом, а только между их пастухами. Авраам и Лот были как братья, но так как начался спор, они не могли больше находиться вместе в мире и Лот оставил Авраама.

Теперь мы можем понять, почему в Торе сказано «оправдают правого и обвинят виновного», так как согласно комментарию РАШИ смысл этого места такой: когда будет спор, никакого мира не будет, даже с помощью судей, так как суд проводится в такой форме, когда «оправдают правого и обвинят виновного». Здесь не идёт речь о том, что спорщики ищут истину, поэтому такой суд не приносит мир между ними. Один из них прав, другой виноват, а целью суда является только желание раскрыть это — оправдать правого и обвинить виновного.

Только при отсутствии спора и ссоры можно прийти к миру.

Опубликовано: 13.09.2022 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter