В эту субботу мы читаем недельную главу «Тэцэ», которая завершает интересную серию из трех недельных глав, особенно связанных с Освобождением. Можно предположить, что многие читатели поднимают брови, задаваясь вопросом: «Какая связь между тремя недельными главами „Реэ“, „Шофтим“ и „Тэцэ“? И как эти недельные главы связаны с Освобождением?»
Связь между этими тремя недельными главами имеет отношение к заповедям, которые мы в них изучаем: три заповеди в трех недельных главах, по одной заповеди в каждой недельной главе, которая из тройки непосредственно связана с Освобождением. Что это за заповеди и какая между ними связь?
1. Заповедь строительства Храма. В недельной главе «Реэ» Тора подробно рассматривает эту тему, «место, которое выберет Б-г». Не менее шестнадцати раз употребляется слово «место» или «место, которое выберет Б-г». Однако Тора ни разу не упоминает и даже не намекает, где находится это место! В любом случае, это неопределенное место — то, где нам велено построить Храм.
2. Заповедь о назначении короля. В недельной главе «Шофтим» Тора повелевает нам назначить короля, чтобы он вел народ и вел войны Б-га.
3. Заповедь об уничтожении Амалека. В конце недельной главы «Тэцэ» Тора повелевает нам уничтожить Амалека, «от мужчины до женщины, от младенца до грудного ребенка». (Да, даже младенцев, несмотря на протесты ООН).
РАМБАМ говорит (в начале книги «Законы королей»): «Еврейскому народу были заповеданы три заповеди, когда он вошел в землю: назначить короля над собой… уничтожить семя Амалека… и построить Храм». Эти три заповеди связаны друг с другом неразрывным образом. Дело не только в том, что еврейский народ получил повеление об этих трех заповедях в одно и то же время и в одном и том же месте, но и в том, что пока не выполнена первая заповедь, невозможно выполнить вторую. А пока не выполнена вторая заповедь, невозможно выполнить третью. Таким образом, пока у нас нет короля (из дома Давида и потомка Шломо), невозможно искоренить Амалека, а пока Амалек существует, невозможно построить Храм.
Это одна из причин, приведенная законоучителями в ответ на вопрос, почему бы нам не построить Храм сейчас. Чего мы ждем?
Многие законоучителя склонны говорить, что, хотя строительство Храма — одна из 248 заповедей, и мы должны ее выполнить, время для выполнения этой заповеди еще не пришло, потому что без короля, который завершит войны Б-га и победит, искоренит Амалека и принесет нам мир от всех наших врагов, Храм не может быть построен, даже если Кнессет решит эвакуировать Эль-Акса (что должно произойти в любом случае!).
Другими словами, три недельных главы и три заповеди образуют своего рода концептуальный равносторонний треугольник. Нам не только предписано выполнять заповеди в таком порядке, но и сами заповеди взаимозависимы. Это не три разрозненные заповеди, единственной связью которых является порядок, в котором еврейскому народу было велено их выполнять, но сами заповеди рассматриваются как единое целое, три части одной головоломки, каждая из которых дополняет и завершает другую, причем завершение каждой детали зависит от завершения других компонентов, ведь если бы у нас был Храм без короля, сам Храм считался бы недостающим и неполным.
Что касается Освобождения, то мы также видим особое внимание к этой триаде. В конце своей книги РАМБАМ пишет: «Если из дома Давида появится король (т.е. назначение короля) и будет вести войны Б-га (т.е. с Амалеком и т.д.), если он сделает это и будет успешен, и построит Храм на его месте (т.е. построит Храм), то он, безусловно, Мошиах».
Из РАМБАМа мы узнаем, что критерием, по которому мы узнаем, кто такой Мошиах, является выполнение им этих трех заповедей.
Как уже говорилось, связь между этими тремя заповедями взаимозависима. Выполнение одной заповеди ведет к выполнению второй заповеди и так далее. Эта идея в полной мере проявляется только через Мошиаха. Поскольку Мошиах будет величайшим королем в истории еврейского народа, следовательно, он принесет нам совершенный мир. В то же время победа над нашими врагами (Амалеком и т.д.) сделает правление Мошиаха более полным!
Более того, поскольку Мошиах представляет собой власть Б-га в мире, завершение правления Мошиаха и достижение победы над нашими врагами и искоренение Амалека приведет к исполнению строительства третьего Храма, поэтому он будет вечным сооружением, построенным Б-гом.
В свете всего этого процесс Освобождения представляет собой четкую прогрессию: когда король Мошиах раскроется в ближайшее время и уничтожит наших врагов, мир станет утонченным и «чистым», а затем Б-г придет и упокоит Свою Шхину в мире в третьем Храме. Это и есть полное Освобождение.
Несмотря на то, что было сказано о важности войны в процессе Освобождения, важно отметить, что Ребе сказал, что когда РАМБАМ говорит о войне с нашими врагами перед Освобождением, это только в том случае, если Освобождение приходит так, что «они не заслуживают», но если «мы заслуживаем», то «некому оспаривать это, и война не нужна». Сейчас нам нужно бороться с духовным Амалеком, Амалеком сомнений, который сбивает с толку наше служение Б-гу, Амалеком, который численно равен сомнению, — это то, что мы должны искоренить, уничтожить, убить и разрушить. Мы не можем допустить, чтобы у нас было место для сомнений. Мы не можем быть вовлечены в путаницу и страх, которые порождают сомнения. Мы должны выйти на войну против них, чтобы в наших сердцах и умах была только чистая вера в Б-га и Его Тору. Благодаря этой духовной войне мы заслужим время, когда с приходом Мошиаха мы больше не будем знать войны.
В завершение мы расскажем историю о том, как правильно относиться к сомнениям в вере согласно учению ХАБАДа. В семидесятых годах прошлого века один американский студент встретился с Ребе. Он принес письмо с множеством вопросов о вере, которые его беспокоили. Ребе выслушал его и сказал, что для ответа на вопросы потребуется время, а за дверью ждут многие люди, которые месяцами ожидали своей встречи.
«Я предлагаю вам поступить в йешиву и проучиться там несколько недель, а после этого назначьте мне еще одну встречу, на этот раз последнюю в этот вечер, и тогда у меня будет время поговорить с вами», — постоветовал ему Ребе.
Студент отправился в йешиву. Он был серьезным молодым человеком и с головой погрузился в учебу, а через несколько недель у него состоялась еще одна встреча с Ребе. Он с радостью рассказал о своей учебе и друзьях, которых приобрел, и уже собирался выйти из комнаты, когда Ребе сказал: «Одну минуту, как насчет твоего письма?» «Какого письма?» — спросил студент. «С твоими вопросами?» «О, это. Это уже не актуально» — ответил студент.