Двойной стандарт

28.08.2006 9437 (0)
Двойной стандарт
Двойной стандарт

В конце главы «Ки тэцэ» Тора призывает нас пользоваться правильными мерами и весами. Сразу за этими строчками следует заповедь помнить о вероломном нападении Амалека на евреев, только что вышедших из Египта. Великий комментатор Торы РАШИ объясняет, что такое соседство вроде бы не связанных между собой предписаний несет в себе предостережение еврейскому народу: «Если вы будете пользоваться подложными мерами и весами, берегитесь Божественного возмездия в виде нападения врагов, ибо, как сказано в Притчах: неверные меры и весы противны Б-гу».

На первый взгляд, столь суровое наказание за пользование неверными весами кажется непонятным. Ведь это преступление — лишь разновидность воровства, за которое полагается значительно более мягкое наказание.

Кроме очевидного смысла выражения «неверные меры и весы» есть и более глубокое его толкование. «Неверные меры» могут означать и двойной стандарт, применяемый некоторыми людьми к вере. Всем известно, что быть довольным своей долей — очень хорошее качество, В Талмуде сказано: «Кто богат? Кто доволен тем, что у него есть». Таким образом, рассуждаем мы, можно удовлетвориться тем, чего мы достигли в нашей религиозной практике. Если мы ходим в синагогу три раза в год — этого достаточно! Если наши дети учат лишь часть Торы, которая нужна для церемонии бар-мицвы, — этого достаточно! Если еврейская школа пытается расширить помещение, мы недоумеваем: «В Европе, когда я был ребенком, наша еврейская школа была настоящей развалиной — и ничего, никто не жаловался!»

В повседневной жизни мы, однако, поступаем наоборот. Мы хотим достичь как можно большего. Работаем по восемь, десять, двенадцать, пятнадцать часов в сутки, и сколько бы мы ни заработали — этого нам всегда мало. Как бы ни возросли наш уровень жизни и социальное положение, нам этого мало.

Именно этот вопиющий двойной стандарт — «неверная мера» — и является «противной Б-гу». Ведь именно о материальном говорится в Талмуде: «Кто богат? Кто довольствуется тем, что у него есть». В материальной жизни мы должны довольствоваться малым. Но если речь идет о религиозных обрядах и образовании — мы никогда не должны говорить: «Все! Я достиг совершенства».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Тэцэ (другие статьи):