СБП. Дни Мошиаха! 17 Сивана 5784 г., первый день недели Шлах | 2024-06-23 11:26

Рационализм — основа иудаизма?

Нашей молодежи надо объяснять, что она принадлежит к древнейшему народу, соблюдающему законы Торы, прошедшему через века преследований, лишений и суровых испытаний, что само наше непрерывное существование можно объяснить только чудом.

16.11.2003 4954 мин.

Из главы Торы «Хаей Сара», читаемой на этой неделе, мы узнаем, как разошлись пути двух сыновей Авраама: Ицхак стал следующим звеном в цепочке основателей еврейского народа, а Ишмаэль положил начало арабским племенам ишмаэлитов.

Авраам, узнав от Всевышнего, что у него родится сын Ицхак, сказал, что будет удовлетворен и тогда, если сын Ишмаэль пойдет путями Всевышнего; и обещание, что он, Авраам, будет отцом великой нации, сбудется через Ишмаэля. Нетрудно понять чувства Авраама: мать Ишмаэля, Агарь, строго соблюдала принципы веры Авраама. Более того, бывшая принцесса могущественного царства — дочь фараона, царя Египта, она оставила царский дворец и стала служанкой Сары, чтобы войти в семью Авраама.

Несомненно, она воспитывала Ишмаэля в духе истинной веры, но Всевышний сказал Аврааму: «по Ицхаку будет называться твое потомство». Чтобы понять эти слова Всевышнего, вспомним обстоятельства рождения Ицхака — оно было чудом: Авраам и Сара были слишком стары, чтобы иметь детей. Никто не верил, что такое может случиться, и сам Авраам не считал себя достойным такого великого чуда.

Отличие между сыновьями Авраама заключалось не только в обстоятельствах, сопутствующих рождению каждого из них, но и в исполнении заповеди обрезания. По еврейским законам, совершеннолетие наступает в 13 лет — с этого момента человек несет ответственность за свои поступки, он становится Бар-Мицва — т.е. отныне обязан соблюдать все заповеди. Ицхак же был обрезан, когда ему было 8 дней от роду! Его не спрашивали. Его разум и интеллект пребывали в младенческом состоянии, когда он был приобщен к вечному Завету со Всевышним.

Ишмаэль в своем поведении руководствовался разумом и интеллектом. В тринадцать лет разум указал ему заключить завет со Всевышним. Позднее, однако, этот же самый разум убедил его вести себя иначе, и поэтому его пришлось отослать из дома Авраама. Всевышний настаивал на том, что основать еврейский народ должен Ицхак, ибо само его рождение произошло вопреки законам природы, а вечный завет со Всевышним был заключен в возрасте 8 дней, когда его разум не имел «права голоса». Поэтому связь Ицхака со Всевышним была сильнее разума.

Из этого мы можем извлечь важный урок: не следует полагаться на то, что наши дети сами изберут верный путь, когда достигнут возраста зрелости и разума. Мы должны обеспечить им подлинное и всестороннее еврейское образование и воспитание с самого раннего возраста.

Нашей молодежи надо объяснять, что она принадлежит к древнейшему народу, соблюдающему законы Торы, прошедшему через века преследований, лишений и суровых испытаний, что само наше непрерывное существование можно объяснить только чудом. Поэтому излишне придавать слишком большое значение «законам природы»: они никогда не властвовали над еврейским народом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter