Один из последних эпизодов, рассказанных в Торе в недельной главе «Хаей Сара» об Аврааме, требует глубокого объяснения. «И взял Авраам другую жену, и было ей имя Ктура. И родила она ему Зимрана, Йокшана, Медана, Мидьяна, Йишбака и Шуаха». Авраам, который уже был дважды женат — на Саре и на Агари, прожил с Сарой более ста лет и имел двух сыновей от двух своих жен, женился в третий раз на женщине по имени Ктура и родил от нее шестерых детей.
Простой подсчет показывает, что Аврааму тогда было 140 лет! Как рассказывалось в конце предыдущего эпизода (24:62), когда раб вернулся с Ривкой в дом Авраама, они встретили Ицхака. РАШИ объясняет, что Ицхак шел, чтобы привести Агарь (она же Ктура) для ее брака с Авраамом, его отцом. А поскольку Ицхаку тогда было 40 лет, а родился он, когда Аврааму было 100 лет, из этого следует, что Аврааму на момент третьей женитьбы было 140 лет.
И тут возникает простой вопрос: когда у Авраама родился один сын (Ицхак), когда ему было сто лет, мы подняли такой шум: «И Авраам ниспал на лицо свое и смеялся, говоря в сердце своем: Разве может родиться ребенок у того, кому сто лет?» «И сказала Сара: кто бы сказал Аврааму… что я рожу сына в старости его», но здесь, в браке Авраама с Ктурой, шесть сыновей родились у него в 140 лет, и нет никакого упоминания о величии чуда и его удивительности, почему? Разве семья не заслуживает похвалы? Шесть детей в возрасте 140 лет — это не пустяк!
В беседе, первоначально произнесенной в связи с глобальным завершением изучения книги РАМБАМа, Ребе решает эти вопросы новаторским способом. Глубина ответа кроется в рождении Ицхака, где сказано: «Б-г сделал смех для меня, все слышащие будут смеяться со мной», и РАШИ объясняет смысл смеха и радости при рождении Ицхака: «Многие бесплодные женщины вспомнились с ней, многие больные исцелились в тот день, многие молитвы были услышаны с ней, и было много смеха в мире».
Это означает, что рождение Ицхака принесло миру спасение и избавление, настолько, что вызвало радость и много смеха в мире. То же, что случилось с Сарой, произошло и с Авраамом. Как чудо рождения Ицхака вызвало еще несколько чудес для Сары и в заслугу Сары, так и с Авраамом чудо рождения Ицхака вызвало еще больше чудес для него, и поэтому через его брак с Ктурой у него чудесным образом родилось больше сыновей. Это означает, что рождение детей Ктуры является чудесным результатом рождения Ицхака, и поэтому этим рождениям не придается особого значения, так как они являются лишь вторичными и периферийными результатами центрального и важного чуда, вызвавшего все остальные чудеса: рождения Ицхака.
Но нужна причина — почему рождение Ицхака должно приводить к новым чудесам? И чему это должно научить нас сегодня?
Всем известно, что перед рождением Ицхака Б-г изменил имена Авраама и Сары. Аврам стал Авраамом, а Сарай — Сарой. Смысл изменения имен заключался в том, чтобы показать владычество и влияние Авраама и Сары над всем миром. Авраама так назвали потому, что «Я сделал тебя отцом многих народов», а Сару — потому, что она была «принцессой над всеми». Это означает, что рождение Ицхака (и еврейского народа в целом) произошло благодаря полному контролю над миром и народами мира, и поэтому рождение Ицхака принесло спасение и избавление, множество чудес и удивительных явлений, до такой степени, что «много смеха было в мире». Все потому, что праотец Авраам и праматерь Сара представляют еврейскую нацию, которая призвана властвовать и влиять на весь мир, и это властвование не является негативным, а наоборот, приносит великое благо, спасение и избавление, чудеса и удивительные вещи, смех и радость всем жителям мира.
Мир был создан ради Торы и ради Израиля (еврейского народа), поэтому рождение Ицхака (которое, по сути, является рождением еврейского народа) повлияло на весь мир, и поэтому чудо рождения Ицхака заставило «многих бесплодных женщин быть вспомненными с ней», а также в отношении Авраама: именно рождение Ицхака привело к рождению детей Авраама от Ктуры.
[Или, говоря более современным языком, вместо того чтобы жаловаться на «еврейскую оккупацию», народы мира должны благодарить нас за нее, ведь только благодаря «оккупации» они живут и существуют, плодятся и размножаются].
Однако при более глубоком рассмотрении обнаруживается существенная разница между влиянием рождения Ицхака на праматерь Сару и влиянием на праотца Авраама. Рождение Ицхака привело к множеству чудес для Сары, и это произошло а) немедленно и б) автоматически, без каких-либо действий с ее стороны. В отличие от этого, для праотца Авраама многочисленные чудеса пришли только а) через сорок лет и б) через женитьбу и появление потомства на свет. В чем значение этого различия?
Как уже говорилось выше, рождение Ицхака (и еврейского народа в целом) символизирует еврейское влияние на народы мира. В этом влиянии есть два способа, один из которых выражается через Сару, а второй — через Авраама. Есть влияние через принуждение (силой или словами), а есть косвенное влияние, которое происходит как бы само собой. Первое влияние осуществляется через действие и требует времени, второе влияние происходит автоматически и вообще не зависит от времени.
Разница между этими двумя видами влияния выражается в отношении к истинному и полному Освобождению. Как известно, РАМБАМ завершает свою книгу «Мишне Тора» двумя главами, посвященными Дням Мошиаха и окончательному Освобождению, — главами 11-12 в «Законах королей». В конце каждой из этих глав РАМБАМ упоминает о состоянии мира и народов мира в будущем. Но есть главное различие между формулировкой в главе 11 и той же формулировкой в главе 12.
В конце 11-й главы РАМБАМ пишет: «И исправит он весь мир, чтобы вместе служить Б-гу, как сказано: Ибо тогда я обращу народы к чистому языку, чтобы все они взывали к имени Б-га, чтобы служить Ему с одной целью». То есть здесь говорится о прямом влиянии Мошиаха на народы мира. Мошиах — это тот, кто исправит мир через перевоспитание, через изменение законов и общего образа мышления в мире.
Напротив, в конце 12-й главы говорится: «И в то время… занятием всего мира будет только познание Б-га, и поэтому Израиль будет великим мудрецом и будет знать сокровенные вещи». РАМБАМ подчеркивает здесь, что мир изменится сам собой в результате духовной работы еврейского народа. В этих словах нет упоминания о каких-либо действиях, которые должен предпринять еврейский народ, а говорится об автоматическом изменении народов мира в результате изменений в еврейском народе. Это означает, что возвышенный уровень еврейского народа влияет на весь мир, так что автоматически состояние всего мира будет находиться в самом возвышенном состоянии.
И в этом разница между Авраамом и Сарой. Авраам олицетворяет влияние на народы мира через действие, то есть то, что требует времени, энергии и участия. Поэтому чудеса, произошедшие с Авраамом в результате рождения Ицхака, случились только через сорок лет (время) и только после его женитьбы на Ктуре (действие и вовлеченность). Сара же олицетворяет автоматическое влияние на народы мира, влияние, которое происходит автоматически и не сопровождается действиями. Поэтому чудеса, произошедшие с Сарой после рождения Ицхака, случились сразу (без задержки во времени) и без какого-либо участия или действия с ее стороны.
А что касается нас, потомков Авраама и Сары, то мы должны учиться у них обоих. И у Авраама, и у Сары. Мы должны работать над тем, чтобы повлиять на народы мира, чтобы они приняли на себя семь законов Ноя, что требует участия, времени и интенсивных действий, и мы также должны быть «светом для народов», живым примером чистой святости и духовности, который также повлияет на народы мира, чтобы они приняли на себя ярмо небес, и таким образом мы заслужим время, о котором сказано: «И будет в конце дней, и утвердится гора дома Б-жьего на вершине гор… и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: Придите, взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и Он научит нас путям Своим, и мы будем ходить путями Его».
В завершение мы расскажем историю, демонстрирующую влияние одного еврея на других. Дэвид Чейз был американским филантропом, который был близок к учреждениям ХАБАДа в Нью-Джерси. Перед своим 79-м днем рождения Ребе обратился к Чейзу и попросил у него подарок на день рождения. Ребе с улыбкой заметил, что принято получать подарки на день рождения, а не просить о них, но он чувствовал себя достаточно близким к Чейзу, чтобы попросить его о подарке: купить себе тфиллин и начать надевать их каждое утро. Чейз послушался и купил себе несколько пар тфиллин: одну для дома, одну для офиса и одну для машины.
Шли годы, и Чейз начал вкладывать огромные суммы в возрожденную Лехом Валенсой Польшу. Однажды он летел на частном самолете с группой инвесторов из Америки, большинство из которых были неевреями. Когда через иллюминаторы самолета был виден рассвет, Чейз нашел тихий уголок, достал свои тфиллин и надел их. Он был единственным пассажиром, который так поступил.
Прошло четыре года, и ему позвонил нееврейский бизнесмен, который был в составе той делегации. Тот сказал: «Давид, меня что-то тяготит, и я должен поделиться этим с тобой. То, что ты надел тфиллин во время полета в Польшу, изменило мою жизнь. Тогда я смотрел на вас с восхищением. Вы были главой делегации, и когда человек вашего масштаба посреди деловой поездки прекратил все дела и совершил духовный акт — это потрясло меня. Я начал задумываться о себе: Есть ли у меня цель в жизни? Живу ли я для чего-то большего, чем я сам? Знайте, что этот момент изменил мою жизнь…»