СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 22:32

Маамар «Хаей Сара» 5748 г.

И исправление греха дерева познания добра и зла (аспект чувства) произошло именно посредством Сары (как объясняется в каббале), что Сара исправила то, что испортила Хава...

7038 (9) мин.
Свободный перевод:Шолем ЛуговИсточник: «Сефер а-Маамарим» том 2, стр. 143-154

С Божьей помощью. Канун пятого дня главы «Хаей Сара», 20 Мар-Хешвана — день рождения Ребе РАШАБа. 5741 год.

«И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет, — годы жизни Сары»1. И обращает наше внимание Ребе РАШАБ, именинник, в «маамаре», начинающемся этими словами, за 5679 год2, на следующий вопрос: почему сказано «годы жизни Сары», ведь уже сказано до этого «и была жизнь Сары» [и ведь также упомянуты цифры] и почему Тора повторяет еще раз эти слова — «годы жизни Сары»?

Также нужно понять (как подчеркивается в книге «Зоар»3), почему именно про Сару говорится «годы жизни» [и ведь вся глава («Хаей Сара») названа этим именем, отчего следует4, что это содержание всей главы] и не сказано так об остальных праматерях5?

И приводит он изречение из «Зоар»: «пришла Хава в мир и прилепилась к Змею7… пришел Ноах8 в мир — что написано о нем9 — „и выпил он от вина и опьянел…“, пришла Сара в мир — опустилась и поднялась [но не прилепилась к нему10], как сказано11: „и поднялся Аврам из Египта с женой и детьми и так она удостоилась высшей жизни“». И заканчивает (там в «Зоар»), что «из-за этого дала им жизнь».

И на основании этого объясняет Ребе РАШАБ в своем «маамаре»12 эти две вещи, что именно о Саре сказано «годы жизни» (а не о других праматерях), так как именно Сара посредством спуска и поднятия удостоилась высшей жизни. И так как в Торе повторены слова «годы жизни Сары», хотя уже сказано было в начале «и была жизнь Сары», это оттого, что «и была жизнь Сары» намекает на то, что она удостоилась высшей жизни, а «годы жизни Сары» значит «из-за этого дала им жизнь», что она не только удостоилась высшей жизни, но и жизнь стала принадлежать ей.

И нужно понять смысл и содержание этих двух вещей. Также нужно понять, что из слов «Зоар» «пришла Хава, пришел Ноах и пришла Сара» понятно, что есть связь между этими тремя людьми. То есть Хава и Ноах хотели произвести то же самое, что сделала Сара, но им это не удалось. И более того, посредством этого у них произошел спуск (прилепилась к Змею… и опьянел), а у Сары хотя и был (вначале) спуск, посредством его впоследствии был подъем, опустилась и поднялась. И нужно понять, в чем заключается связь этих трех людей.

2. И вот, дела отцов являются указанием для потомков13. И известно, что смысл этого знака не только указание, но и наделение силой14. Наподобие известного случая15 о том, как некий раввин открыл… Ведь после того, как он открыл канал и путь, тем более когда он проложил путь, то посредством этого каждый получил силы, чтобы выполнить эту работу. И нет необходимости в больших усилиях (как это было в первый раз) 16. Тем более, что так оно и есть в делах отцов, ведь они отцы каждого еврея и их дела и работа передаются по наследству каждому еврею17. И то же самое относится к матерям18, в частности к праматери Саре, первой из четырех матерей. И о ней сказано19: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее». И отсюда понятно относительно вышесказанной идеи «пришла Сара, опустилась и поднялась», что это (как и любые действия праотцов и праматерей) является указанием, а также дает силы в работе каждого еврея20. И нужно понять в чем выражается это указание того, что «опустилась и поднялась», в работе потомков после Дарования Торы.

3. И суть этой идеи в том, как сказал Ребе РАШАБ в своем «маамаре»21, что служба Всевышнему должна производится именно в радости, как сказано22: «служите Всевышнему в радости». И до такой степени, что радость в служении Всевышнему является важнейшей основой, как известен комментарий АРИ23 приведенный в книге «Тания»24 на слова25: «За то, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, с радостью». И сказано в книге «Тора Ор»26, что АРИ удостоился «святого духа»27 именно благодаря радости выполнения заповеди [и так как это история в (Устной) Торе, происходящей от слова «указание»28, это является указанием для каждого еврея], и когда работа производится в радости, то она совершенна [и посредством этого достигается совершенство и в мире. Ведь цель Творения — для евреев, называемых «началом»29. И смысл фразы «для евреев» в том, что это для работы евреев [в чем выражается цель их существования, как сказали мудрецы30: «я не был создан ни для чего иного, только служить Творцу»], то есть посредством своей работы евреи способствуют тому, что мир становится совершенным. И хотя мир был создан в своей полноте31, в особенности на основании известного объяснения32, что одной из причин создания мира было то, что у Всевышнего появилось желание совершить благо творениям, ведь в природу Добра входит оказания добра33. И отсюда понятно, что создание мира (изначально) было в совершенстве. Тем не менее, сама эта вещь оказывать добро творениям является одной из причин того, что Всевышнему захотелось, что творение будет для29 евреев и для Торы и посредством этого творениям передастся добро в совершенстве посредством того, что евреи своей работой добавят совершенство в мир. И это совершенство выше чем совершенство мира, как он был создан. И так как совершенство работы возможно при наличии радости, поэтому посредством этого добавляется в совершенстве мира, которое достигается благодаря работе евреев]. И не только совершенство работы возможно при наличии радости, а радость в работе Всевышнему является необходимой при этой работе. Ведь когда отсутствует радость в служении Всевышнему, за это полагается наказание не дай Б-г, как сказано25: «За то, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, с радостью…» Так как суть служения — привлечь раскрытие Божественной силы внизу, а это достигается посредством радости.

Но вместе с этим сказано34: «Служите Г-споду в страхе», но дальше ведь есть продолжение «и радуйтесь в трепете», что должна быть радость. Но когда есть радость в ощущениях, то можно прийти к ощущению значимости себя и посредством этого к некоторым отрицательным вещам, следующим из этого. Поэтому должно быть «Служите Г-споду в страхе и радуйтесь в трепете», что посредством этого радость будет (не в форме ощущения, а) в форме «битуль» (самоустранения) и скромности. Как сказано35: «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде», что радость вместе или от смирения и «битуль» (как сказано дальше в п. 6).

4. И на основании этого объясняет Ребе РАШАБ в своем «маамаре»36 идею «пришла Хава... пришла Сара...», что общее между ними то, что хотели повлиять на аспект радости. Как сказали мудрецы о Хаве37, что она выжала виноградную гроздь и дала ему (Адаму), а о Ноахе написано38: «И посадил виноградник и выпил от вина», так как вино символизирует радость, как сказано39: «вино радует Б-га и людей». Только у Хавы радость была в чувстве, ведь сказано о ней40: «и увидела женщина, что прекрасно дерево для еды и ибо возжелала его...», что является проявлением чувств41. А Ноах хотел исправить грех дерева познания добра и зла42, что было чувством посредством чувства, но у него не вышло. Ведь «и выпил вина» привело его (не к радости от самоустранения, «битуля», — радующее вино, а) к опьянению, — пьянящее вино. И также при опьянении есть отсутствие чувства, но это отсутствие не от скромности и самоустранения, а от расстройства разума (и чувства). И исправление греха дерева познания добра и зла (аспект чувства) произошло именно посредством Сары [как объясняется в каббале43, что Сара исправила то, что испортила Хава], ведь Сара относится к сфере Малхут44 [поэтому ее зовут Сара, от слова45 «срара», власть]46, идея самоустранения. Поэтому именно через нее произошло исправление, радость в аспекте самоустранения. И это смысл слов «пришла Сара, спустилась и поднялась», что со стороны самоустранения в Малхут, также когда она спускается вниз, этот спуск («спустилась») для восхождения («поднялась»). Ведь спуск Малхут вниз необходим для того, чтобы выявить и исправить находящиеся внизу искры святости и поднять их кверху. И так это было при спуске (Авраама и) Сары в Египет (в материальном смысле), что это было для того47, чтобы поднятие из Египта, «и вышел Авраам из Египта, он и его жена»11, было бы таким образом, что «Аврам грузен очень стадом, серебром и золотом»48. И это произошло посредством Сары, как сказано49: «И Аврааму было благо из-за нее». И благодаря этому удостоилась она высшей жизни до такой степени, что «дала им жизнь» — жизнь их (также) в ощутимом. Так как Малхут является самоустранением по своей сути, поэтому и в его ощущениях проявляется «битуль». А в служении это так, что когда душа находится в раскрытии, все равно она в битуле [наподобие короля который находится в возвышенном состоянии и радости, «среди всех племен — чудеса Его»50, но это не является проявлением себя]. Поэтому от такой радости, кроме того, что невозможно прийти к отрицательным результатам (как это было с Хавой и Ноахом), также наоборот она приводит к совершенному возвышению, вплоть до подобия состоянию в будущем, как это объясняется в «маамаре» (именинника)51, что «дала им жизнь» это подобие «будем мы жить пред Ним»52 как это будет в будущем, жизнь в полном совершенстве.

5. И нужно связать это со сказанным53 «Тогда наполнятся уста наши смехом», что в будущем радость достигнет своего совершенства, так, что сегодняшняя радость, хотя она и в совершенстве (до такой степени, как это может быть сегодня), она несравнима с радостью в будущем54 — «Тогда наполнятся уста наши смехом». И хотя радость в будущем придет (как и все вещи будущего55) посредством службы Всевышнему в радости в течении всего времени изгнания, тем не менее награда, которую дадут за это в будущем («Тогда наполнятся уста наши смехом»), совершенно не сравнима и неизмеримо выше уровня награды. И на основании этого можно объяснить, что сын Сары, о котором Сара молилась так много (даже больше, чем Авраам56) носит имя Ицхак в честь того, что как сказано «Смех (радость) содеял мне Б-г»57, ведь идея «дала им жизнь» (у Сары) это как «будем мы жить пред Ним» в будущем (как это сказано в «маамаре» именинника). И то, что сын Сары это Ицхак, идея которого — радость и веселье, до радости и веселья наподобие «Тогда наполнятся уста наши смехом» в будущем58, ведь в будущем скажут именно Ицхаку: «Ведь Ты — отец наш»59.

6. И объяснение идеи радости в аспекте самоустранения (до такой степени, что даже когда радость в раскрытии, это все равно аспект самоустранения) в том, что истинная радость приходит при скромности и самоустранении, как сказано35: «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде». И объяснение связи радости и смирения (хотя на первый взгляд это противоположные вещи) объясняет Алтер Ребе в «маамаре» (начинающемся словами) «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде»60 [и также в различный объяснениях глав ХАБАДа после этого61, а также в этом «маамаре» Ребе РАШАБа], что идея смирения не в том, что скромный ошибается в самооценке и не знает своих достоинств, а хотя он знает свои достоинства и причем все [ведь каждый еврей, даже те, кто ведет себя неправильно, не только обладает заповедями, а заповеди наполняют их сущность, говоря словами мудрецов62 «полны заповедями как гранат». Тем более так как «весь народ Твой — праведники»63 и все евреи обладают презумпцией невиновности64], тем не менее он не приобретает из-за этого в своих глазах значимость, тем более не выпячивает свое «я». Так как он знает истину, что его достоинства не являются его силой и чем-то врожденным, а даны ему (силы для этого) Свыше. И если бы эти силы были даны другому, то он также бы был на этой ступени. И со всем своим смирением он думает, что если бы эти силы были даны другому, он бы раскрыл их намного больше. И эта скромность [так как он знает свои достоинства, но не выпячивает свое «я»] не только не приводит к состоянию противоположному радости, а наоборот, его смирение и самоустранение (когда он думает, что ему ничего не положено) приводят его к большой и полной радости. Ведь совершенство радости наблюдается именно у тех, кто находится в состоянии самоустранения, как это подробно объясняется в «маамаре». И так как радость происходит по причине смирения и самоустранения, поэтому и сама радость (даже когда она раскрыта) находится в аспекте самоустранения.

7. И это «И была жизнь Сары… годы жизни Сары». «И была жизнь Сары» — что Сара удостоилась высшей жизни. И в частности «сто лет и двадцать лет и семь лет», что относится ко всем сферам65. и как объясняется в «маамаре»66, что сто лет это аспект «Арих», как светит в нем аспект «Атик» и поэтому сказано (сто) лет в единственном числе (в оригинале «шана» — год. Прим пер.) и нужно сказать, что в данном случае это выше аспекта «один»67. А двадцать лет это аспект «хохма» и «бина». А семь это аспект семи «мидот», семь дней творения. А после этого добавляет: «годы жизни Сары» — дала им жизнь, что жизнь является проявлением чувств. Что в работе есть самоустранение и радость, как в раскрытии (как говориться в «маамаре» Ребе РАШАБа). И это также причина того, что по окончанию годов жизни Сары не приводит числа 100, 20 и 7. Так как то, что ощущается в самоустранении, это объединение двух противоположных вещей (ощущение и самоустранение), это в аспекте выше дроблений68. И это возвышение годов жизни Сары над жизнью Сары 100, 20 и 7 годами… Так как идея 100, 20 и 7 лет, даже когда они возвышены, как это следует из комментария РАШИ на эти слова, тем не менее это три различные вещи. А что касается «годов жизни Сары» — так они все равнозначны69, выше дробления. И со стороны этого аспекта (выше дробления) также и в ощущениях есть самоустранение70 «удостоилась высшей жизни».

И нужно сказать, что посредством идеи «удостоилась высшей жизни» в работе, что также и ощущения (радость в раскрытии) в самоустранении (как объясняет Ребе РАШАБ…), посредством чего происходит достижение высшей жизни также и в простом смысле слова, что жизнь принадлежит ей и она становится хозяйкой жизни. Ведь радость прорывает все преграды71 и поэтому посредством радости в раскрытии (и аспекта самоустранения) происходит преобладание жизни (выше всех границ и ограничений) наподобие известного72 об Ицхаке [идея которого это смех и радость как говорилось], что строгость Ицхака это увеличение жизненности (и увеличение благословения) до жизни в полном совершенстве, наподобие «и будем жить перед Ним» как это будет в будущем.

8. И деяния отцов являются знаками для потомков, что работа Сары является указанием и дает силы каждому еврею [до такой степени, что у каждого еврея это (как и все аспекты праотцов и праматерей) как наследие73], чтобы смог служить Всевышнему в радости и раскрытии. И эта радость будет основана на самоустранении, «моя душа как прах будет перед всеми»74. И поэтому нет опасения75, что произойдет отсюда нечто нежелательное, не дай Б-г. И наоборот, так как радость прорывает все преграды, посредством этой радости прибавится мужества для служения в большей мере и с большей силой, до служения выше всех мер и ограничений, аспект усиления жизненной силы в служении. И посредством этого произойдет также и усиление жизненности в простом смысле, долгая жизнь в простом смысле.

9. И нужно связать это с днем рождения Ребе РАШАБа в этом году, (завершение) 120-го года76. И сказано в книге «Зоар»77 на слова Торы78 «И будет дней его сто двадцать лет», что Он намекнул Моше… что он будет продолжать жизнь своим потомкам (каждому еврею) и даст им жизнь. И в это включено длительность жизни в простом смысле, как сказано в «Зоар» там (перед этим), что «также79 этот Моше… из его силы существуют люди в этом мире надолго». И эту идею Моше продолжает также и сейчас, как продолжает «Зоар» там: «Моше не умер…» И сказали мудрецы80 «как там он стоит и служит, так и здесь стоит и служит». И как это в Моше-рабейну, верном пастыре, также это и у глав евреев в каждом поколении, до Ребе РАШАБа и его сына — моего тестя, его преемника. И известно письмо моего тестя81 (по отношению к своему отцу. И отсюда понятно, что так оно есть у него самого82), что главы евреев не покинут, не дай Б-г, свою паству. И это на основании этих слов мудрецов по отношению к Моше «как там он стоит и служит, так и здесь стоит и служит», что и сейчас он (Ребе РАШАБ, и разумеется — его сын и преемник) говорить в заслуга каждого еврея и привлекает им благословения, успех и спасения. До такой степени, что привлекает аспект Древа Жизни и также долгую жизнь в простом смысле для каждого еврея.

10. И вот, как идея «из-за этого дала им жизнь» (у Сары) является примером «будем мы жить пред Ним», как это будет в будущем (как в конце п. 4 и п. 5 в «маамаре» Ребе РАШАБа, наподобие этому также в отдаче силы, которая проистекает отсюда каждому еврею до служения в радости (как в п. 8). И посредством служения в радости мы удостоимся в ближайшем будущем исполнения пророчества52 «в третий день… будем мы жить пред Ним». И идея в том, как объясняется в «Ликутей Тора» (со слов «Оживит Он нас в два дня, на третий день поднимет Он нас, и будем мы жить пред Ним»83, что два дня это наполняющий и облекающий свет, а третий день — это уровень выше даже чем облекающий свет. То есть нет в нем никаких измерений и ограничений, даже измерений облекающего света. А так как радость разрушает преграды и с ее помощью достигаем (как в п. 8) служения выше измерений и ограничений, поэтому радость (в служении Всевышнему) является ближайшей подготовкой и сосудом для раскрытия аспекта «в третий день» («исполнится и будем жить перед Ним»), уровня выше (также) и облекающего света. И это раскрытие будет в Третьем Храме, как объясняется84, что под «третьем днем» имеется в виду Третий Храм, который построит Король Мошиах85, король из рода Давида86. Эта идея также относится к радости, что понятно из того, что РАМБАМ87 приводит доказательство о аспекте радости, которую должен испытывать человек (каждый человек) при исполнении заповеди, о Давиде Короле Израиля, о котором сказано88 «Король89 Давид, скачущий и пляшущий пред Всевышним». И нужно сказать, что объяснение этого в том, что Давид Король Израиля это сфира «малхут» 90, а то, что он был в полном самоустранении «не усмирял я душу мою и не успокаивал»91, так как «малхут» это самоустранение, как говорилось (п. 4). А его служение было в великой радости, «Король Давид, скачущий и пляшущий пред Всевышним», так как со стороны самоустранения «малхут» также когда и радость проявляется открыто, не может быть, чтобы это вылилось в нечто плохое. А так как Давид Король Израиля жив и сущ92, то есть он жив и сущ (в каждом еврее) в качестве Давида Короля Мошиаха (самоустранение «малхут»), поэтому он дает силу каждому еврею быть радостным в момент совершения заповеди (хотя работа эта велика93) , чтобы радость была в правильной форме.

11. И посредством радости в момент совершения заповеди, включая также выполнения указания94 «все95 твои действия будут во имя небес» и «во всех96 путях познавай Всевышнего», разрушатся рамки изгнания и придет господин — Король Мошиах, Давид Король Израиля, вместе с Моше-рабейну, верным пастырем, ведь первый избавитель — он же и последний избавитель97, включая также верного пастыря в каждом поколении, до верного пастыря в нашем поколении — моего тестя и учителя, Ребе.

Что в ближайшем будущем исполнится обещание «встанут и пробудятся восставшие из праха»98 и вместе пойдем встречать праведного Мошиаха «и радость вечная на голове их»99, в ближайшем будущем в буквальном смысле.

Примечания:

16 Наподобие этого мы видели по отношению к постижению Торы: как-то раз святой учитель («Бейт Йосеф» — рабби Йосеф Каро) находясь в доме учения испытал затруднение с пониманием одной фразы РАМБАМа... И однажды ночью ему наконец пришло в голову правильное понимание и он сильно обрадовался этому. Через некоторое время от услышал от одного молодого мудреца то самое объяснение. Огорчился рабби Йосеф тому, что он сам потратил столько времени для понимания этого вопроса, а тут молодой человек объяснил это с легкостью. И сказал ему Магид (ангел): «Не огорчайся, ведь ты удостоился потратить на это время и благодаря этому открыл истину... А после всех твоих трудов по выявлению на свет этой идеи, теперь каждый мудрец способен понять ее...» — «Хомат а-НАХ» ХИДА, «Мишлей» 30, см. также «Магид Мейшарим» гл. «Тецэ». «Орим Гдолим» (р. Авраам-Исраэля Зеэви, Измир 5518) часть «Ор ле-Исраэль» 37а. «Мидбар Кедмот» ХИДА маарехет 10 раздел Йосеф (п. 58). «Кетер Шем Тов» (изд. «КЕАТ») 256 (34). И наподобие этому в «Толдот Яаков-Йосеф» гл. «Цав» приводится, что АРИ сказал рабби Каро... И в «Меа Шеарим» (28, п. 71 и далее) объяснил Алтер Ребе.

65 И нужно заметить, что в этом году (5748) исполняется 127 лет Ребе РАШАБу — совершенство всех сфер…

Опубликовано: 19.04.2010 Комментарии: 9 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter