В книге «Ликутей Тора» (гл. «Таво» 41г) пишет Алтер Ребе: «Будет объясняться идея Земли Израиля в духовном смысле, что указывает на Устную Тору, которая является землей в отношении к Письменной Торе. И поэтому именно в Устной Торе находятся объяснения Торы и ее тайны».
Земля Израиля — Устная Тора
Вот, аспект Земли Израиля является аспектом Устной Торы, так как аспект Израиля это аспект «Высшего Человека», о котором сказано (в пророчестве Йехезкеля): «Над образом этого престола — образ, подобный человеку, на нем сверху» — и это Устная Тора.
[Высший человек — Устная Тора: сказано («Бамидбар» 19:14) «Вот учение человек», то есть, Тора (учение) носит название «человек». Этому есть два объяснения. 1. Человек («адам») от слова «эдамэ (ле эльон)» (похож на Высшего). 2. Слово «адам» состоит из двух слов: «а» и «дам» (кровь). Как кровь дает жизненную силу органам тела, так и Тора вносит жизненную силу в заповеди, которые называются «органы тела Короля».]
А Земля Израиля это аспект Устной Торы, которая является землей по отношению к Письменной Торе, как сказано (Йешая 66:1): «Земля — подножие ног Моих».
Ведь несмотря на то, что основа законов Устной Торы относится к физической деятельности, но тем не менее, она как нога человека. Только она спустилась и облеклась с высокого места в низкое место.
Мед и молоко под языком твоим
И она называется («Дварим» 6:3) «Земля, текущая молоком и медом», так как сказано (Песнь песней 4:11): «Мед и молоко под языком твоим», а это и есть тайны Торы, так как в Устной Торе есть сладость и это также объяснения Торы. И все это проистекает из аспекта Земли, как было сказано выше, так как конечное действие было первично в мыслях. Ведь чем «ниже» находится предмет, тем выше его источник в мыслях Творца. И невозможно постигнуть объяснения Торы и ее тайны без знаний в Устной Торе. Как, например, когда король строит великолепный дворец, невозможно постигнуть заключенные в этом здании его мудрость и волю, пока строительство не будет завершено.
И вот, совершенство и окончание находятся в конечном действии согласно Устной Торе, в которой раскрывается воля Всевышнего. Так как на основании Письменной Торы невозможно узнать никакого закона в полной мере без объяснения Талмуда — как, например, слово «тотафот» в тфиллин и т.д.