Начнем с шутки. Один из пациентов сумасшедшего дома вошел в столовую в королевской накидке, которую он сделал из покрывала. На голове у него была корона, сделанная из папиросной бумаги. И он дул в бумажный шофар. «Друзья, я пришел сказать вам, что я — Мошиах. Я пришел, чтобы освободить вас!» Собравшиеся с любопытством смотрели на него, но потом кто-то встал и спросил: «Ты — Мошиах? А кто это сказал?»
«Б-г пришел ко мне прошлой ночью и сказал мне». Тут встал еще один сумасшедший и запротестовал. «Эй, что ты несешь? Я тебе ничего такого не говорил!»
18 Элула
В этом году 18 Элула («Хай Элул») выпадает на субботу недельной главы «Ки Таво». «Хай Элул» — это день рождения двух великих светил: рабби Исраэля Баал-Шем-Това и рабби Шнеур-Залмана из Ляд, автора книги «Тания» и «Шулхан-Арух». Какая связь между недельной главой, «Хай Элул» и… встречей с Мошиахом?
Давайте начнем со связи между 18 Элула, Баал-Шем-Товом и его встречей с Мошиахом. В Рош а-Шана 5607 (1746) года душа Баал-Шем-Това вознеслась и встретилась с Мошиахом. Несколько лет спустя он отправил письмо своему брату, р. Гершону из Китова, который находился в Земле Израиля, в котором описал, что произошло во время той необычной встречи.
Он рассказал, что чувствовал, как его душа поднимается, как он видел чудесные вещи в сверхъестественных сферах, которых никогда не видел раньше. После того как к нему присоединился его учитель (пророк Ахия а-Шилони), Баал-Шем-Тов продолжил восхождение, пока не достиг палаты Мошиаха, где встретил Мошиаха, сидящего и обучающего Торе всех праведников. (Интересно, что Баал-Шем-Тов пишет, что сначала он подумал, что огромная радость, которую они все проявляли, была вызвана его кончиной, но они сказали ему, что его работа внизу была очень важна, они получали от нее удовольствие и не хотели, чтобы она прекращалась).
Затем последовала сенсация. Баал-Шем-Тов спросил Мошиаха, когда он придет. Тот ответил: «Вот как ты узнаешь, когда твои учителя прославятся и раскроются в мире, а твои источники распространятся наружу, чему я учил тебя, а ты постиг. И они также смогут совершать подъемы, как ты, и тогда все силы зла перестанут существовать, и это будет благоприятное время и спасение».
Мы все знаем фразу «когда ваши источники распространятся наружу», но какой источник имел в виду Мошиах и как нам его распространить?
Евреи, как известно, отвечают на вопрос вопросом, и сегодня мы ответим на вопрос об этой истории… историей! Это история, которая произошла в 5652 (1892) году, когда суббота недельной главы «Ки Таво» совпала с 18 Элула. В пятницу, 10 Элула, младшая дочь Ребе МААРАШа вышла замуж за рабби Моше Оренштейна. Когда закончились семь дней послесвадебного пира (16 Элула), Ребе РАШАБ отправился на место упокоения своего отца, Ребе МААРАШа, и пробыл там некоторое время. На следующий день (17 Элула) Ребе РАШАБ снова отправился туда и провел там долгое время. Когда он вернулся, было видно, что он очень много плакал.
Та суббота, 18 Элула, была особенной. Ребе находился в состоянии потрясающего духовного подъема, его молитвы были особенно пламенными и очень длинными, до такой степени, что он не мог произносить уроки, которые привык давать в субботу. Это было загадкой для всех. Лишь несколько недель спустя, на фарбренгене Шмини-Ацерет 5653 года, Ребе РАШАБ объяснил, что произошло.
В то время Ребе РАШАБ трудился над трактатом по хасидизму под названием «И будет, когда придешь», основанным на учении его отца. После огромных усилий он увидел, что у него все еще нет указания свыше обнародовать трактат, и решил отправиться на могилу отца. Но это не помогло. Ребе РАШАБ не сдавался. На следующий день он снова отправился к отцу и молился с обильными слезами, пока ему не сказали, что он может огласить трактат, что он и сделал в ту субботу.
Когда Ребе МААРАШ увидел сверху, какие усилия прилагает его сын для популяризации хасидизма, он сделал ему подарок — возможность услышать слова Тора, которую святой Баал-Шем-Тов произнес в Раю в ту субботу в свой день рождения.
Вот почему на протяжении всей субботы хасиды видели, что Ребе не с ними: его молитвы длились дольше, лицо светилось, а трапезы были короткими, без обычных слов Торы. Все это происходило потому, что в тот день Ребе долгое время провел в Раю и слушал учения Баал-Шем-Това.
Авторские права на хасидизм
Эту историю рассказал Ребе Король Мошиах в субботу недельной главы «Берейшит» 5717 г. Ребе извлек из нее важный урок и вечный ответ на жалобу, которую многие высказывают в адрес ХАБАДа: «Как вы можете присваивать Баал-Шем-Това (и Магида) себе, когда у Баал-Шем-Това было много других учеников?» Или, говоря проще: «С каких это пор Баал-Шем-Тов стал хабадником?»
Эти претензии могли возникнуть только в отношении учения Баал-Шем-Това, которое он раскрыл в этом мире при жизни, учения, которое слышали все ученики. Однако учение, которое Баал-Шем-Тов раскрыл, раскрывает и будет раскрывать в Раю, имеет «авторские права» в ХАБАДе. Эта история доказывает, что учение Баал-Шем-Това и учение ХАБАДа являются одним продолжением, ведь «учение хасидизма ХАБАДа само по себе является учением Баал-Шем-Това», и в этом заключается основная идея «распространения источников наружу».
Исходя из этого, мы можем понять ответ Мошиаха Баал-Шем-Тову. Если мы хотим привести Мошиаха, нам нужно распространять учение Баал-Шем-Това. А что такое учение Баал-Шем-Това? Это хасидизм ХАБАДа, хасидизм в том виде, в котором его обнародовали главы ХАБАДа! Когда мы распространим их повсюду, вплоть до самых низов, мы выполним «распространение источников наружу».
Это особенно подчеркивается тем, что 18 Элула, день рождения Баал-Шем-Това, является также днем рождения Алтер Ребе. Это учит нас тому, что действительно, их цель одна и та же, их учения полностью совпадают, их основы хасидизма имеют одно продолжение — ведь хасидизм ХАБАД — это учение Баал-Шем-Това.
Как это связано с нашей недельной главой? Во-первых, трактат, над которым трудился Ребе РАШАБ, — это трактат «И будет, когда придешь». Во-вторых, большинство учений, которые Ребе РАШАБ услышал в Раю от Баал-Шем-Това (он услышал семь учений), были посвящены стихам и темам из недельной главы «Ки Таво». Но главная связь прослеживается в более глубоком значении слов «Ки Таво»: «Когда войдешь в землю». Ребе объясняет, что вступление означает полное погружение во что-то.
Пример — погружение в микву, которое Тора называет вхождением в воду. Закон гласит, что если человек погрузил в воду все свое тело, за исключением одного волоса, он все равно нечист, потому что его погружение в воду было неполным. Новаторство Баал-Шем-Това в хасидизме заключается в том, чтобы дать возможность каждому еврею «войти» в Тору и заповеди. Еврей не просто исполняет Тору и заповеди, не просто пунктуально соблюдает их, делая все от малого до главного, но погружается в Тору, вкладывая все свое тело и душу в исполнение заповедей. Он полностью переплетается с Торой Всевышнего через учение хасидизма. В этом и заключается истинное значение фразы «Когда войдешь в землю» с точки зрения хасидизма — чтобы не было ни одного аспекта жизни еврея, который не был бы пронизан Торой и заповедями. Этого можно достичь только через хасидизм ХАБАДа, который, как уже говорилось, «сам по себе является учением Баал-Шем-Това».
Что касается нас, то история о Ребе РАШАБ учит нас, как относиться к изучению хасидизма. Недостаточно прочитать трактат и выучить беседу, чтобы понять ее и двигаться дальше. Эта история иллюстрирует, как нужно изучать хасидизм. Вкладывать усилия и огромный труд в обучение, как это делал Ребе РАШАБ. Это нужно для того, чтобы соединиться с трактатом настолько, чтобы трактат стал частью нас, потому что только так мы становимся по сути связанными с хасидизмом. А когда мы инвестируем, мы получаем прибыль!