В нашей главе Торы «Таво» есть множество слов упреков Всевышнего по отношению к еверям. Как вы думаете, в чем смысл этих упреков? Правильно, чтобы евреи с их помощью смогли сделать «тшуву» — совершить раскаяние, точнее — вернуться ко Всевышнему. В конце списка упреков есть на это даже намек (глава «Дварим» 30:1-2): «И будет когда сбудутся над тобой все эти слова, благословение и проклятие… и примешь к сердцу твоему… И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему».
Возвращение ко Всевышнему (это называется «тшува») является очень высоким уровнем, которого может достичь еврей. У «баалей-тшува» (людей, совершивших это возвращение) есть особые заслуги, которыми не обладает даже праведник. Мудрецы говорят так: «Велика „тшува“ человека, так что грехи его превращаются в заслуги».
В нашем мире есть «ницоцот», искры святости, которые упали в низменные места и затаились там. С помощью служения Всевышнему эти искры извлекаются евреями из их заключения и соответственно освобождаются. Искры святости есть не только в разрешенных для использования вещах, но также и в запрещенных.
Праведник способен достичь только тех искр, которые спрятаны в разрешенных Торой вещах, поднимая их к святости.
Человек же, совершивший „тшуву“, способен выявить искры святости также из запрещенных вещей, тех, которыми он занимался в прошлом, когда грешил. Он поднимает к святости и те искры, которые упали глубоко и низко в логово зла. Таким образом, сам он — «баал а-тшува» — поднимается на очень высокий духовный уровень.
В последнем упреке сказано (глава «Дварим» 28:68): «И на продажу будете там предлагать себя твоим врагам в рабы…». На поверхностный взгляд кажется, что это ужасное проклятие. Евреи будут продавать себя в рабство своим врагам. Но если мы обратим внимание на внутренний смысл этих слов, то нам откроется сокрытое в них благословение.
Когда еврей делает «тшуву», он становится рабом Всевышнего. Раб подчинен Всевышнему, своему господину и полностью посвящает себя для него.
Дети связаны с отцом по своей сути. В этом их природа. Они не должны стараться, чтобы приблизиться с отцу.
В случае с рабом это не так. По своей природе раб не имеет ничего общего с господином. Поэтому в таком случае требуется работа и старания, чтобы приблизиться ко Всевышнему. В этом заключается смысл «тшувы» — возвращения ко Всевышнему — подняться до уровня раба Всевышнего.
Всевышний привел евреев к такому низкому состоянию (и из-за этой ситуации начал упрекать их), чтобы они смогли подняться к высочайшей ступени, совершив «тшуву». И все отрицательные вещи, которые происходят с евреями, имеют своей целью поднять их. Нет зла от Всевышнего.