СБП. Дни Мошиаха! 2 Тишрея 5785 г., шестой день недели Аазину | 2024-10-04 11:37

Небо, Земля и… бизнес

Еврейский народ состоит из людей, одни из которых заняты изучением Торы, а другие свое основное время посвящает бизнесу, заработку, взаимодействию с материальностью мира. Необходимо слияние между этими двумя типами людей.

По беседе Ребе Короля Мошиаха 5718 (1957) года 01.10.2003 2 6869 мин.

Недельная глава «Аазину» начинается словами: «Приклоните ухо, Небеса, и скажу я, и выслушай, Земля, речения уст моих!» Моше-рабейну (Моисей) произносит эти слова перед вхождением евреев в Землю Израиля. Похожую фразу мы встречаем в книге пророка Йешаяу, однако слова в этой фразе расположены в ином порядке: «Слушайте, Небеса, и приклони ухо, Земля».

Разницу между порядком слов в этих отрывках комментаторы объясняют следующим образом: глагол «лишмоа» («слушать») означает слушание издалека. Слово «аазину» — переведенное как «приклони ухо», происходит от слова «аазана» — прислушивание с близкого расстояния. Моше-рабейну, по своей природе близкий к Небесам более, чем к Земле, говорит поэтому: «Приклоните ухо, Небеса, и выслушай меня, Земля». А Йешаяу, более близкий к Земле, говорит: «Слушайте, Небеса, и приклони ухо, Земля».

Как известно из книг, душа Моше-рабейну спустилась в его тело непосредственно из высшего из миров — мира Ацилут. Это означает, что даже находясь внизу, в материальном мире Асия, восприятие Моше оставалось на уровне мира Ацилут — источника его души.

Рассуждая о достоинстве пророчества Моше, Рамбам сравнивает его с другими пророками. Пророчество — восприятие раскрытий Всевышнего в том виде, в котором оно происходит на уровне мира Ацилут. Материальное тело не в силах выдержать подобное раскрытие, поэтому для того, чтобы достичь пророческого состояния, пророки — все, кроме Моше, — должны были освободиться от собственной материальности. Поскольку материальное тело служило препятствием для пророчества, желающий достичь его должен был поститься, изнурять свою плоть, и все же, несмотря на это, Всевышний раскрывался пророкам только в видении, своеобразном пророческом забытьи, но не наяву. Более того, пророчествуя, иногда они падали на землю, впадали в состояние конвульсий, у них изо рта шла пена.

Моше не требовалось освобождаться от материальности, для того чтобы пророчествовать, поскольку его тело не служило помехой для слияния с Божественностью. Более того, тело Моше являлось «сосудом для Божественности», как сказали мудрецы: «Шхина (здесь: Б-г) говорит через его гортань». Это, в частности, является причиной тому, что и по форме пророчества Моше отличны от всех остальных пророчеств. Большинство пророков получало от Всевышнего информацию в форме иносказаний, видений, намеков на идеи, которые Б-г хотел передать народу. Слова пророчества Моше (например, текст «Пятикнижия») — прямое изложение того, что говорит Б-г (иногда даже произносимое от лица Б-га, а не от лица Моше).

Обращаясь к Небесам, Моше пользуется словом «аазину», означающим разговор между теми, кто находится близко друг к другу. Обращаясь к Земле, он пользуется словом «вэтишма» («и выслушай»), обозначающим внимание словам, произнесенным издалека. Пророчество Йешаяу имеет другую природу. Обращаясь к Небесам, он пользуется словом «слушайте», обращаясь к Земле – «приклони ухо».

Основной задачей Моше было привлечение верха вниз — Божественности в мир. В частности, это проявилось в том, что именно Моше стал тем человеком, который получил Тору свыше и «спустил» ее в материальный мир.

Смыслом жизни пророка Йешаяу было поднятие мира вверх — к Божественности. Об этом свидетельствует его (как и всех других пророков) задача — наставление евреев. Сутью наставления является воздействие на творения с целью поднять их выше уровня, на котором они находятся.

Моше и Йешаяу обращаются к началам, не имеющим прямого отношения к ним для того, чтобы произвести, тем самым, слияние между Небесами и Землей, верхом и низом.

Какое же наставление для себя мы можем вынести из этих рассуждений?

Еврейский народ состоит из людей, одни из которых, в какой-то мере, подобны Моше (евреи занятые изучением Торы), а другие – пророку Йешаяу (те, кто основное свое время посвящает бизнесу, заработку, взаимодействию с материальностью мира). Необходимо слияние между этими двумя типами людей.

Изучение Торы должно быть направлено не только на сам процесс изучения, но и именно на осуществление того, что было изучено. Сказали Мудрецы: «Величие изучения в том, как оно приводит к действию».

Занимающиеся в основном материальными делами: ведением бизнеса, каким-либо из материальных ремесел, — должны знать, что главное в их занятии — то, в какой степени оно направлено на выполнение заповедей, что и на них лежит обязанность установить для себя время для ежедневных занятий Торой.

И разница между ними заключается лишь в том, какая из областей деятельности преобладает в их жизни, какую они с большим рвением выполняют, какую украшают больше. Однако и в тех и в других должны сливаться воедино изучение Торы, выполнение заповедей и взаимодействие с материальностью жизни.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter