23 Менахем-Ава 5781 года, первый день недели, гл. Реэ

Небо, Земля и… бизнес

01.10.2003 5869 (2)
По беседе Ребе Короля Мошиаха 5718 (1957) года
Небо, Земля и… бизнес
Небо, Земля и… бизнес

Недельная глава «Аазину» начинается словами: «Приклоните ухо, Небеса, и скажу я, и выслушай, Земля, речения уст моих!» Моше-рабейну (Моисей) произносит эти слова перед вхождением евреев в Землю Израиля. Похожую фразу мы встречаем в книге пророка Йешаяу, однако слова в этой фразе расположены в ином порядке: «Слушайте, Небеса, и приклони ухо, Земля».

Разницу между порядком слов в этих отрывках комментаторы объясняют следующим образом: глагол «лишмоа» («слушать») означает слушание издалека. Слово «аазину» — переведенное как «приклони ухо», происходит от слова «аазана» — прислушивание с близкого расстояния. Моше-рабейну, по своей природе близкий к Небесам более, чем к Земле, говорит поэтому: «Приклоните ухо, Небеса, и выслушай меня, Земля». А Йешаяу, более близкий к Земле, говорит: «Слушайте, Небеса, и приклони ухо, Земля».

Как известно из книг, душа Моше-рабейну спустилась в его тело непосредственно из высшего из миров — мира Ацилут. Это означает, что даже находясь внизу, в материальном мире Асия, восприятие Моше оставалось на уровне мира Ацилут — источника его души.

Рассуждая о достоинстве пророчества Моше, Рамбам сравнивает его с другими пророками. Пророчество — восприятие раскрытий Всевышнего в том виде, в котором оно происходит на уровне мира Ацилут. Материальное тело не в силах выдержать подобное раскрытие, поэтому для того, чтобы достичь пророческого состояния, пророки — все, кроме Моше, — должны были освободиться от собственной материальности. Поскольку материальное тело служило препятствием для пророчества, желающий достичь его должен был поститься, изнурять свою плоть, и все же, несмотря на это, Всевышний раскрывался пророкам только в видении, своеобразном пророческом забытьи, но не наяву. Более того, пророчествуя, иногда они падали на землю, впадали в состояние конвульсий, у них изо рта шла пена.

Моше не требовалось освобождаться от материальности, для того чтобы пророчествовать, поскольку его тело не служило помехой для слияния с Божественностью. Более того, тело Моше являлось «сосудом для Божественности», как сказали мудрецы: «Шхина (здесь: Б-г) говорит через его гортань». Это, в частности, является причиной тому, что и по форме пророчества Моше отличны от всех остальных пророчеств. Большинство пророков получало от Всевышнего информацию в форме иносказаний, видений, намеков на идеи, которые Б-г хотел передать народу. Слова пророчества Моше (например, текст «Пятикнижия») — прямое изложение того, что говорит Б-г (иногда даже произносимое от лица Б-га, а не от лица Моше).

Обращаясь к Небесам, Моше пользуется словом «аазину», означающим разговор между теми, кто находится близко друг к другу. Обращаясь к Земле, он пользуется словом «вэтишма» («и выслушай»), обозначающим внимание словам, произнесенным издалека. Пророчество Йешаяу имеет другую природу. Обращаясь к Небесам, он пользуется словом «слушайте», обращаясь к Земле – «приклони ухо».

Основной задачей Моше было привлечение верха вниз — Божественности в мир. В частности, это проявилось в том, что именно Моше стал тем человеком, который получил Тору свыше и «спустил» ее в материальный мир.

Смыслом жизни пророка Йешаяу было поднятие мира вверх — к Божественности. Об этом свидетельствует его (как и всех других пророков) задача — наставление евреев. Сутью наставления является воздействие на творения с целью поднять их выше уровня, на котором они находятся.

Моше и Йешаяу обращаются к началам, не имеющим прямого отношения к ним для того, чтобы произвести, тем самым, слияние между Небесами и Землей, верхом и низом.

Какое же наставление для себя мы можем вынести из этих рассуждений?

Еврейский народ состоит из людей, одни из которых, в какой-то мере, подобны Моше (евреи занятые изучением Торы), а другие – пророку Йешаяу (те, кто основное свое время посвящает бизнесу, заработку, взаимодействию с материальностью мира). Необходимо слияние между этими двумя типами людей.

Изучение Торы должно быть направлено не только на сам процесс изучения, но и именно на осуществление того, что было изучено. Сказали Мудрецы: «Величие изучения в том, как оно приводит к действию».

Занимающиеся в основном материальными делами: ведением бизнеса, каким-либо из материальных ремесел, — должны знать, что главное в их занятии — то, в какой степени оно направлено на выполнение заповедей, что и на них лежит обязанность установить для себя время для ежедневных занятий Торой.

И разница между ними заключается лишь в том, какая из областей деятельности преобладает в их жизни, какую они с большим рвением выполняют, какую украшают больше. Однако и в тех и в других должны сливаться воедино изучение Торы, выполнение заповедей и взаимодействие с материальностью жизни.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter