16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

«Тшува» – возвращение на праведный путь

Возвращение на праведный путь называется «тшува», а человек, порвавший со своим греховным прошлым, именуется «баал тшува». Чтобы «возвратиться», ему необходимо возбудить в своей душе глубокие внутренние силы, раскрыть свою сущность...

5799 (2)
«Тшува» – возвращение на праведный путь
«Тшува» – возвращение на праведный путь

В каждую субботу, когда в синагогах читают очередную недельную главу Торы, читается также соответственно подобранный отрывок из Книги Пророков.

Главу «Аазину» часто читают в первую субботу еврейского нового года: между Рош а-Шана и Йом-Кипур и тогда глава из Книги Пророков начинается словами «Вернись (покайся), Израиль, к твоему Б-гу, ибо ты споткнулся в грехе твоем». Поэтому данная суббота и называется субботой покаяния.

Возвращение на праведный путь называется на иврите «тшува», а человек, порвавший со своим греховным прошлым, именуется «баал тшува».

Несмотря на то, что праведник, никогда не совершавший греха, может достичь очень высоких ступеней нравственности, Талмуд утверждает, что положение, занимаемое «баал тшува», недосягаемо и для полных праведников (трактат Брахот, 34). Это объясняется тем, что нравственные достижения безгрешного праведника не сопряжены с особыми проявлениями его собственных духовных сил. Согласно принципу «одно благодеяние влечет за собой другое» (трактат Авот 4, 2) благочестивые деяния праведника помогают ему держаться, совершенствоваться на пути благочестия.

Напротив, у «баал тшува» омут его прежнего образа жизни все глубже и глубже засасывает его, не давая оторваться от нравственной скверны. Чтобы «возвратиться», ему необходимо возбудить в своей душе глубокие внутренние силы, раскрыть самую свою сущность, которая неизменно свята у каждого еврея. Освобождающаяся в результате этого духовная энергия поистине творит чудеса. Она изменяет не только самого «баал тшува», превращая его из безнадежного грешника в праведного из праведных, но и все грубое и материальное, связанное тем или иным образом с этим человеком, заливается светом нравственной чистоты и одухотворенности. Более того, даже его греховное прошлое облагораживается. Как утверждает Талмуд: его умышленные злодеяния становятся заслугами, ибо именно мерзость злодеяний, совершенных в прошлом, привела его к раскаянию.

Это объясняется тем, что в каждой вещи и в каждом явлении присутствует Б-жественная искра, благодаря которой возможно существование этой вещи или явления. «Баал тшува», проявив Б-жественную сущность в себе, способен проявить ее во всех вещах и явлениях, имеющих к нему отношение и зависящих от него. Поэтому духовные достижения «баал тшува», даже если внешне они кажутся менее грандиозными, чем достижения праведника, внутренне более мощны и обладают более продолжительным действием – ведь они изменяют самую природу вещей.

Различие между праведником и «баал тшува» можно наблюдать и на примере двух Святых Храмов. Первый Храм был построен Соломоном для людей своего поколения, которые в основном были праведны. Второй же Храм был воздвигнут для возвратившихся из вавилонского плена «баалей тшува».

Этим объясняется то, что, хотя в Первом Храме Б-жественное присутствие было более явным, с разрушением его земля Израиля лишилась своей святости. А Второй Храм, менее осененный Б-жественным присутствием, лишенный Ковчега Завета со скрижалями и еще некоторых святых предметов, бывших в Первом Храме, все же наделил Эрец Исраэль святостью, которая не исчезла с его разрушением. Это отражается в законах Торы, касающихся исключительно Святой Земли, которые имеют силу лишь на территориях, занятых евреями после возвращения из Вавилона.

Объясняется это упомянутой способностью «баал тшува» вносить святость в самую природу физических объектов.

Опубликовано: 02.10.2003

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter