СБП. Дни Мошиаха! 1 Тишрея 5785 г., пятый день недели Аазину | 2024-10-03 10:45

Рош а-Шана

Связь  Рош а-Шана с главой еврейского народаСвязь Рош а-Шана с главой еврейского народа
Что входит в меню праздника  Рош а-Шана?Меню праздника Рош а-Шана
Рош а-Шана во время ОсвобожденияРош а-Шана во время Освобождения
День сотворения человекаДень сотворения человека

Когда ангелы плачут?

Известно, что Ицхак ослеп в возрасте 123 лет. Со времени вознесения на жертвенник прошло 86 лет. Почему же Ицхак не молился о возвращении зрения — ведь он молился о беременности Ривки?!

28.02.2016 2 3533 мин.

«И было, когда состарился Ицхак и помутились глаза его…»

Из недельной главы «Толдот» (27:1) мы узнаем, что когда Ицхаку было 123 года он ослеп. Но нигде в Торе мы не находим упоминания о том, что Ицхак молился, и просил о выздоровлении. И это несмотря на то, что Тора упоминает о том, что он молился за здоровье Ривки. Спрашивается, почему он не молился о том, чтобы Всевышний сделал его зрячим? И это при том, что слепой подобен мертвому?!

РАШИ комментирует это место так:

и помутились. От дыма этих (воскурений идолам, совершаемых женами Эсава) [Танхума]. Другое объяснение: когда он был связан на жертвеннике и отец был готов зарезать его, небеса разверзлись, и увидели ангелы-служители и плакали, и их слезы катились и падали в глаза (Ицхака). Поэтому помутились его глаза. Другое объяснение: для того, чтобы благословения получил Яаков [Берешит раба 65].

Это объяснение вызывает множество вопросов (некоторые из которых задают известные комментаторы):

1. С каких пор дым приводит к ослеплению? Если этот дым был таким ядовитым, то почему ослеп только Ицхак? Почему не ослеп Эйсав со своими женами, а также Ривка и Яаков?

2. Какая нам разница, что это был дым от воскурения идолам? Как цель воскурения связана со слепотой Ицхака?

3. Если Ицхак ослеп от воскурений идолам, которые совершали жены Эйсава, то почему Эйсав (по мнению Ицхака) был больше достоин благословения, чем Яаков?!

4. Известно, что разные объяснения одного и того же места в Торе должны быть связаны между собой. Но в данном случае они прямо противоположны друг другу. По первому объяснению причиной является идолопоклонство — самое низкое действие. По второму — вознесение Ицхака на жертвенник — самое высокое действие. Как эти противоположные объяснения могут пояснять одно и то же место Торы?

5. С каких пор для того, чтобы ангелы-служители видели этот мир необходимо раскрытие небес?!

6. Что означают слезы ангелов, ведь у ангелов, как известно (см. РАМБАМ, «Законы основ Торы» 2:3), нету материального тела? А если это были духовные слезы, то как они могли повредить материальному зрению Ицхака?

7. Почему ангельские слезы оказались слезами замедленного действия? Ведь с момента памятного закапывания прошло 86 лет? И почему они подействовали именно в этот момент?

8. Почему ангелы заплакали именно в момент вознесения Ицхака на жертвенник, ведь Авраам до этого три дня был в пути? У них было время выразить свои эмоции.

9. Почему они плакали так метко, что их слезы упали именно в глаза Ицхака?

10. Почему попадание ангельских слез в человеческие глаза приводит к ослеплению?

11. Последнее объяснение «для того, чтобы Яаков получил благословения» представляется наиболее близким к простому смыслу. Почему РАШИ поставил его на последнее место, а перед ним приводит странные объяснения из мидрашей? Зачем РАШИ вообще понадобились все три объяснения и почему они поставлены в таком порядке?

Ответ на все эти вопросы становится понятен в свете сказанного в книге «Тания» (часть 2, глава 3):

Но если бы дано было глазу видеть и постичь жизненную силу и духовность во всех творениях, текущую к ним от «исходящего из уст Всевышнего» и «дыхания уст Его», материальность, вещественность и осязаемость сотворенного совсем не были бы видны глазу.

Данное объяснение реализовалось в жизни самого Алтер Ребе. Как известно, незадолго до поднятия души Алтер Ребе сказал, что не видит потолочных балок над собой. А видит только слово Всевышнего, которое их оживляет.

Всю свою жизнь наш праотец Ицхак совершенствовался в служении Всевышнему. А это означает, что этот мир все меньше и меньше скрывал от него Б-га. Но при всем этом он продолжал видеть материальность. И вот наступил момент, когда он понял, что мир больше не скрывает от него Б-жественность. И произошло это благодаря дыму от воскурений идолам совершаемым женами Эйсава.

«Б-г сделал этот мир в противопоставив одно другому». И самой высокой ступени святости соответствует самая низкая ступень со стороны противоположной святости. Именно поэтому идолопоклонство является самым большим злом и самым сильным сокрытием Б-га.

Но и в самом идолопоклонстве есть ступени.

Самой высокой формой служения Б-га является воскурение, которое делал только первосвященник, и только в самый святой день в году, и только в самом святом месте и т.д. Его противоположностью является воскурения идолам — это самое сильное сокрытие Б-га, которое может быть в этом мире.

И все таки в каждой вещи в этом мире есть Б-жественная искра. Есть она и в идолопоклонстве, и даже в воскурении идолам. Когда Ицхаку исполнилось 123 года он смог увидеть эту искру. Это означало, что материальность этого мира полностью перестала скрывать от него Б-жественность. Это не была слепота в обычном понимании. Это было «помутнение глаз» — он перестал видеть материальность, поскольку видел только Б-жественность во всем.

И именно по этой причине он считал Эйсава достойным благословения. Ведь Б-жественная искра греха наиболее высокая (и потому она упала так низко). И раскрытие этой искры происходит за счет тшувы. И по этой причине в месте, где стоит совершивший тшуву не может стоять абсолютный праведник.

Получается, что с точки зрения потенциала и Б-жественной цели Эйсав был выше Яакова. Ведь Яаков был праведником, а роль Эйсав в потенциале мог совершить тшуву.

И поскольку Ицхак полностью перестал видеть материальность, с его точки зрения Эйсав был действительно более достойной кандидатурой. Но тут возникает вопрос, почему всех этих процессов мы не находим в жизни других праведников? Например, в жизни Авраама, который дожил до гораздо более пожилого возраста и не удостоился состояния, при котором материальность полностью перестала скрывать от него Б-га.

На этот вопрос РАШИ отвечает, что причина в слезах ангелов, попавших в глаза Ицхака во время пребывания на жертвеннике.

В хасидизме объясняется, что слезы выделяются от необыкновенного раскрытия, которое разум не способен выдержать. (От этого плакал рабби Акива, и поэтому АРИЗАЛ говорит, что каждый должен плакать в Йом-Кипур и т.д.) Что же такого раскрылось ангелам, чего они совершенно не могли выдержать?

Наш праотец Авраам был воплощением качества «хесед» (доброты) Всевышнего в этом мире. Но для того, чтобы зарезать Ицхака на жертвеннике, ему требовалось не просто пойти на самопожертвование, но еще и пойти на него путем полностью противоположным его природе.

Ангелы, как известно, свою природу изменять не могут. И если ангел сотворен со стороны хесед, то ему недоступно противоположное качество «гвура» (суровость). И когда наш праотец Авраам занес нож над Ицхаком, то небеса разверзлись не над Авраамом (и не под ангелами), а НАД ангелами. В этот момент им раскрылась ступень служения, которая им абсолютно недоступна. И поэтому РАШИ пишет, что они увидели. И поэтому они плакали от недоступного их пониманию раскрытия Б-га.

И следы этого раскрытия (слезы) упали в глаза Ицхака. Как известно, глаза указывают на качество мудрости. То есть благодаря ангельским слезам Ицхак и получил возможность видеть, то что находится выше небес — полное отсутствие всякого сокрытия.

И поскольку ни у кого из праведников (включая Авраама) не было этих чудесных капель, то они и не могли достигнуть этого уровня.И после всего этого остается непонятным почему эти слезы упали именно в глаза Ицхака, а не Авраама? И почему они подействовали так поздно? На этот вопрос РАШИ отвечает: «Для того, чтобы благословения получил Яаков».

Иначе говоря, Яаков должен был получить благословение на таком уровне, где между ним и Эйсавом нет никакой разницы. И это подобно заповеди Пурима напиться, чтобы не отличать благословен Мордехай от проклят Аман. То есть поднимаясь на уровень, где между ними нет разницы, мы утверждаем, что также и там Аман проклят, а Мордехай благословен.

Всевышний сделал так, что Ицхак смог полностью реализовать данный ему потенциал именно в тот момент, когда в этом возникла необходимость. (На это указывает так же число 86 — гематрия слова «кос» — стакан для благословения. Как известно, благословение (кидуш, авдала) говорят на полный стакан.)

Поднявшись на уровень, где материальность ничего не скрывает, и Эйсав не хуже (а может даже лучше см. выше) Яакова, Ицхак дает благословение именно Яакову. И такое благословение невозможно дать, если человек все еще видит материальный мир.

Теперь понятно, что молитва за «выздоровление» Ицхаку бы не помогла.

Молитва (т.е. стремление еще больше приблизится к Б-гу) могла только усилить его «заболевание».

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter