СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 4 Кислева 5783 года, второй день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-11-28 04:02

Параллели, огонь и вода

А если связать тему пожаров и тему недельной главы, то написано: будет дом Йосефа огнем и пламенем, а дом Эйсава — соломой. То есть потомки Яакова окончательно возобладают над потомками Эйсава.

1774 (0)
Параллели, огонь и вода
Хешван принес Израилю… огонь

Дорогие друзья, вот и закончился месяц Хешван, и принес он некоторым странам (например, Израилю) как раз противоположную стихию, нежели свойственная ему (вода). Хешван принес Израилю… огонь. Поджоги, поджоги… беспомощные птицы, волчата и лисы, взметнувшееся над людьми и зверями пламя, огненные стены на фоне лесного и урбанистического пейзажа… Это было страшно. Подожженные газозаправочные станции, заснятые на видеосъемку фигуры в «арафатках» с прорезями для глаз… Миллиардный ущерб экономике страны. А король, как понятно, голый, но никто не имеет права прокричать: «Король голый!» И вот, нынче король — скажем так — оригинально одет, его наряд поражает смелостью дизайнерских решений, или так: король альтернативно одет во все новое, или же: король замечательно выглядит и очень наряден.

То есть все нормально. Ну, подпалили Израиль — ничего, оклемается. Или, говоря острым языком одного блоггера: «Раз уж мы не можем вывести породу неподжигающих арабов, то нам придется изобрести несжигаемые деревья». На том и завершим наши отчеты на злобу дня.

А в недельной главе Торы происходит следующее: филистимляне завидуют Ицхаку. Написано так: «И посеял Ицхак на земле той, и получил в год урожай стократный, и Г-сподь благословил его. И стал Ицхак человеком заметным, и росло его достояние все больше и больше, пока не стало безмерно велико. Был у него и мелкий скот, и крупный, и огромное хозяйство, и стали завидовать ему филистимляне».

Так! Что же дальше? «И все колодцы, которые выкопали слуги отца его, Авраама, когда он был жив, — Засыпали филистимляне и заполнили землей». То есть враги лишили водных ресурсов и себя, и счастливого соперника!

Надо отметить, что в 80-х годах прошлого века именно в ту неделю, когда читалась эта глава — «Толдот» — советские «филистимляне» тоже засыпали некий важный колодец. То была… миква в синагоге Марьиной рощи. Александр Лукацкий, инженер-отказник, построил микву, а потом пришел — смотрит, ее забетонировали. Но, конечно, впоследствии и этот «колодец Авраама» был откопан и восстановлен.

С жителями же той земли, которые вредили Ицхаку, был после всех приключений по их инициативе заключен мир, о чем до сих пор свидетельствует название города Беэр-Шева, колодец клятвы. И следующий колодец (когда Ицхак ушел на другое место) уже споров не вызывал. Его так и назвали евреи: Реховот, то есть просторы, свободное (от спора и распри) место. Есть Реховот и сейчас, это крупный город.

Двое сыновей Ицхака были совершенно различны по характеру. Один был приличный и воспитанный юноша, а второй — сорви-голова. Удивительно, что именно это «волосатого и рыжего», Эйсава, который был буйным охотником и не обуздывал свои инстинкты ни в чем, отец посылает приготовить ему вкусную пищу и хочет благословить его перед смертью. Обоим братьям на этот момент уже за сорок, но Яаков все еще не женат, а у Эйсава — который раньше отбирал чужих жен — появились две собственные, и были они причиной душевного огорчения Ицхака и Ривки.

Тем не менее, Эйсав хочет наследство, хочет благословение, и поэтому идет охотиться, чтобы принести дичь к ужину для отца. Ривка подготавливает сама вкусное блюдо (козлят) и подсылает Яакова к Ицхаку с этим кушаньем и в маскировочном наряде со специфическим запахом шкур. Происходит мистическая сцена, и Яаков получает благословения. «Руки, руки Эйсава, а голос? — голос Яакова!» Волосатые руки, но при этом нежный голос и культурная речь, в которой упоминается Всевышний. Дилемма! Ицхак догадывается, что была подмена, но все равно благословляет Яакова.

Эйсав вбегает со своей вкусно приготовленной дичью, но отец уже вынужден его разочаровать. Ему достается благословение «поменьше». Мать уговаривает Яакова убежать из дому с деньгами, но в пути его настигает Элифаз — посланец мстительного Эйсава и отбирает все имущество. Он должен был убить его, но не убил. Только ограбил.

Впоследствии — согласно теории гилгуля, или реинкарнации — ситуация в исторической перспективе заиграла новыми гранями через много сотен лет, а именно:

Племянник Адриана, Онкелус, принимает еврейство вразрез с волей своего дяди. В книгах каббалы говорится, что Онкелус — гилгуль Элифаза, и это вторичное непослушание дяди — указывает на то, что в нем было что-то доброе. И вот в качестве Онкелуса он уже становится евреем. Это типичный пример «выборки искр святости», как мы рассматривали не раз в моем «Учебнике по каббале».

…А если связать тему пожаров и тему недельной главы, то написано: будет дом Йосефа огнем и пламенем, а дом Эйсава — соломой. То есть потомки Яакова окончательно возобладают над потомками Эйсава. Да будет так, и поскорее, в наши дни!

Опубликовано: 29.11.2016Комментарии: 0
Темы: Толдот
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter