Три колодца — три святых Храма
У Ицхака, возможно, самого загадочного из наших праотцов, была очень необычная задача: рыть колодцы. Хотя колодцы были чрезвычайно важны в те дни — они предоставляли общинам жизнеобеспечивающую воду — в них была не просто практическая польза, иначе зачем Тора описывает связанные с их выкапыванием события в таких подробностях?
Тора — не книга по истории. Она не рассказала бы нам о том, как Ицхак хорошо копал колодцы, если бы этот процесс не содержал какого-то глубокого этического и духовного послания.
Тора описывает рытье колодцев следующим образом:
И копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец ключевой воды. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака говоря: «Наша вода!» И нарек он колодцу имя «Спор», ибо они вели тяжбу с ним. И выкопали другой колодец, и спорили также о нем, и он нарек ему имя «Ссора». И перенес оттуда (свои стан) и выкопал другой колодец, и не спорили о нем и он нарек ему имя «Широкие просторы» и сказал: «Ибо ныне простор дал нам Г-сподь, и мы размножимся на земле».
Нахманид (рабби Моше бен Нахман) задаёт вопрос: почему так важно подробно обсуждать рассказ о колодцах, что Ицхак выкопал три колодца и что только с владельцами третьего не спорили пастухи Грара? И он объясняет, что эти три колодца являются предзнаменованием будущего.
«Колодец ключевой (живой) воды» — это метафора Священного Храма, святилища для Всевышнего, который является источником жизни.
Название колодца «Спор» намекает на споры и войны, которые привели к уничтожению первого Храма. Второй колодец называлась «Ссора» — это резкое выражение, которое относится к более репрессивному изгнанию. А третий колодец, названный «Широкие просторы», намекает на Третий Храм, который будет построен быстро и без проблем. Этот Храм будет сопровождать физическое расширение Земли Израиля и способствовать единству среди всех народов. Это будет последний Храм, который никогда не будет уничтожен.
Еврейская вера
Следующее объяснение основано на комментарии о трех колодцах р. Биньямина Раппопорта. Он считает эти три колодца намекают на три отличительных качества, которые делают иудаизм уникальным. Первые два качества оспариваются народами мира, так же как и колодцы Ицхака, но третьему они должны уступить.
Первый уникальный аспект иудаизма (на который намекает первый колодец Ицхака, выкопанной его пастухами и присвоенный пастухами Грара), является ее основополагающая система веры. Существует распространенное заблуждение, что иудаизм не уделяет особого внимания вере, а фокусируется исключительно на действиях. Это миф. В действительности, Маймонид, которого называют рационалистом, начинает свой основной труд с утверждения: «Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее». Затем он переходит к описывают единство Всевышнего и сообщает, что отрицание этого является «отрицанием основ веры, так как это — фундаментальный принцип, от которого зависит все».
В своем комментарии к Мишне Маймонид разработал знаменитые 13 принципов веры. Первые два — это существование Б-га и Его единство. Очевидно, что Маймонид считал веру и знание Б-га и Его единство абсолютно фундаментальными для иудаизма.
Разумеется, иудаизм уделяет большое внимание действию, ведь вера без действий подобна зданию с фундаментом, но без каркаса. Точно так же здание, построенное без фундамента, не выстоит, и этим фундаментом является вера.
Еврейская идея веры в Б-га уникальна тем, что у Б-га нет никакого разделения. Он не является составной частью различных сил. Он абсолютно один, вне описания и категоризации. Более того, согласно учению хасидизма, единство Всевышнего подразумевает, что кроме Б-га нет ничего другого. Все Творение — это проявление творческой силы Всевышнего.
Этот акцент на веру в единство Всевышнего неоднократно оспаривался народами мира. Во-первых, язычники считали, что в природе есть многообразные силы, каждая из которых имеет своего собственного бога. Они угрожали нам смертью, если мы не будем поклоняться их идолам. Они утверждали, что их вера превосходит нашу.
Эти преследования нашей веры началась во времена Авраама, когда вавилонский царь Нимрод пытался заставить его поклониться идолам. Это продолжалось в течение библейского периода с попытками заставить нас поклоняться множеству различных идолов. Мы сопротивлялись и умирали, но вышли из этого испытания с непоколебимой верой.
Даже сегодня другие религии утверждают, что они являются истинными наследниками веры Авраама и древнего еврейского народа. Хотя их вера не является чистым монотеизмом, как иудаизм, тем не менее, у них есть определенная основа для утверждения о том, что их вера приняла общую идею одного Б-га, но без более глубокого понимания того, что влечет истинное Божественное единство.
Эта предпосылка, что первый колодец Ицхака намекает на еврейскую веру, которая может быть уязвима для нападок, совпадает с комментарием Нахманида, что первый колодец относится к первому Храму. Первый Храм был уникальным в том, что в нем было присутствие Б-га. В его стенах человек смог испытать беспрецедентные отношения с Б-гом, чего не было ни у какой другой нации.
Когда еврейский народ отклонился от своей монотеистической веры, язычники из Вавилона смогли уничтожить Храм, символ уникальности еврейской веры. Тот факт, что еврейская нация выродилась в пути язычников, означала, что они потеряли свою идентификацию с тем, что сделало иудаизм уникальным — верой в одного Б-га. Теперь они стали уязвимыми.
Справедливость и праведность
Вторая отличительная характеристика иудаизма (на которую намекает второй колодец, который вырыли пастухи Ицхака и присвоили пастухи Грара) — это чувство справедливости и праведности. Со времен Авраама, особенно после даровании Торы на горе Синай, еврейскому народу была дана система законов и поведения, которые делают наше общество нравственным и справедливым. Наша система правосудия по Торе превосходит все другие. Степень, в которой Тора уважает достоинство всех, заботится о бедных и нуждающихся, искореняет коррупцию власти и т.д., действительно уникальна.
Эта вызвала острую неблагоприятную реакцию других народов, которые затем пытались принизить еврейский закон и утверждали, что их судебные системы превосходят нашу.
Это также совпадает с сопоставлением Нахманида второго колодца со вторым Храмом. Его разрушение было вызвано беспричинной ненавистью. Это был распад социальных норм Торы, которые основаны на главном принципе «Любите своего ближнего, как самого себя». Когда это фундаментальное и уникальное качество еврейской социальной жизни выродилось в раздоры, столь распространенные в обществе, еврейский народ потеряли свои требования к уникальности, и их священный Храм стал уязвим для разрушения.
Божественные команды-соединения
Третий колодец относится к ещё одной уникальной характеристике иудаизма, которую народы мира не могут и, вообще говоря, не пытаются копировать или противостоять.
Речь идёт о внедрении Божественного света во все аспекты нашей жизни: наши тела (через заповедь обрезания и накладывания тфиллин), нашу одежду (через заповедь носить на ней кисти), наши дома (с помощью прикрепления мезузы), нашу пищу (через заповедь о кашруте) и семейную жизнь (через исполнение законов семейной чистоты и окунания в микве). Иудаизм также представил концепцию освящения времени через соблюдение субботы и праздников.
Короче говоря, нет фазы или грани жизни, которая не управляется и не освящается Божественной откровенной заповедью. Через эти так называемые «ритуалы» мы фактически соединяемся с Б-гом. Слово «мицва» на самом деле означает как заповедь, так и связь. Каждый раз, когда женщина зажигает свечи субботы, она соединяется с Б-гом, со всеми другими евреями, которые освещают этот субботу и всеми женщинами прошлых 3300 лет, которые принесли свет в свои дома, выполняя эту сияющую заповедь.
Более того, благодаря выполнению каждой заповеди мы делаем мир местом обитания для Творца. Каждая заповедь, которую мы исполняем, приближает нас одним гигантским шагом к окончательному Освобождению.
Это утверждение действительно уникально. Другие народы могут утверждать, что они верят в социальную справедливость. В некоторой степени это верно, так как Всевышний дал семь законов Ноя всему человечеству. Это и непоклонение идолам, запрет богохульства по отношению к Б-гу, а также законы, гарантирующие цивилизованное общество. Однако никакие другие религии не могут конкурировать с нами в отношении заповедей, которые связывают нас с Б-гом, друг с другом и реализовывают основной план Б-га по созданию мира.
Именно этот акцент ускорит разворачивание мессианской эры и принесет мир: будет построен третий Храм и истинное единство Всевышнего будет признано всеми народами.