СБП. Дни Мошиаха! 13 Тевета 5785 г., второй день недели Шмот | 2025-01-13 07:43

Быть первым в очереди за освобождением

Пессимисты скажут, что с тех пор на протяжении всей истории мы всегда занимаем второе место, всегда отстаем, всегда приходим слишком поздно. Но почему?

Перевод:Д. Беляев 19.11.2024 0 217 мин.

В начале недельной главы «Толдот» мы читаем о рождении близнецов — Эсава и Яакова. Яаков, избранный из праотцов, рождается вторым ребенком у Ицхака и Ривки, а рыжий нечестивец Эсав — первенцем.

Пессимисты скажут, что с тех пор на протяжении всей истории мы всегда занимаем второе место, всегда отстаем, всегда приходим слишком поздно. Но почему? Почему нечестивый Эсав всегда на первом месте, а нашему праотцу Яакову и его потомкам, еврейскому народу, суждено быть на втором месте?

Чтобы дать ответ и пролить свет на эту проблему, в которой Эсав занимает первое место, а Яаков — второе, мы начнем со слов Талмуда («Псахим» 5а) и объясним их в свете каббалы и хасидизма. Там говорится, что за заслуги трех «первых» мы были вознаграждены тремя «первыми». Это искоренение семени Эсава, строительство Иерусалимского Храма и имя Мошиаха.

Иными словами, благодаря соблюдению трех заповедей, называемых «первыми», баланс мировых сил скоро изменится. Эсав первым потеряет свое право первородства, и в то же время мы, еврейский народ, унаследуем его место, а также заслужим строительство Храма и приход Мошиаха. Что это за три особые заповеди? И как они связаны с этими тремя будущими обещанными событиями?

РАШИ объясняет, что три заповеди, названные «первыми» — это отдых от работы в праздник Песах, отдых в праздник Суккот и взятие лулава; относительно всех этих заповедей сказано в Торе: «В первый день».

МААРША объясняет, что благодаря отдыху от работы в Песах мы заслужим уничтожение потомков Эсава; благодаря соблюдению заповеди Суккот мы заслужим глобальную сукку мира, а именно третий Храм; благодаря взятию лулава мы заслужим имя (и приход) Мошиаха, который утешит нас и заставит нас радоваться, как сказано: «Ты заставил нас радоваться, как в дни нашего несчастья».

Связь между Суккот и восстановлением Храма понятна, а связь между взятием лулава и приходом Мошиаха хорошо объяснена, но какая связь между «первым» праздником Песах и уничтожением потомков Эсава, которые вышли «первыми»?

МААРША далее объясняет, что Эсав был «первым», кто поработил народ Израиля в последнем изгнании, а в Песах мы впервые в истории были искуплены от поработившего нас народа — Египта. Поэтому, соблюдая праздник, символизирующий освобождение от рабства, мы заслужим освобождение от рабства и перейдем на «первое» место вместо семени Эсава.

Кроме того, «закваска» символизирует силы злой наклонности и удалив закваску в начале Песаха мы получим заслугу раз и навсегда избавиться от злой наклонности и ее нечестивых поступков. В книге «Ликутей Леви-Ицхак» отец Ребе Короля Мошиаха объясняет более глубокий аспект этой темы, с помощью которого мы можем ответить на вопрос, с которого начали: почему мы всегда на втором месте и почему это изменится во время Освобождения?

Прежде всего, давайте начнем с гиматрии. Слова «в первый день» имеют числовое значение слова «корона». В свете вышесказанного рабби Леви-Ицхак объясняет, что причина появления Эсава на свет первым заключается в том, что его духовный корень происходит из мира Хаоса, который предшествовал миру Порядка, миру нашего праотца Яакова. Эсав родился первым, потому что он происходил из более высокого духовного корня, он происходил из сферы короны, и поэтому он также родился красным (рыжим), потому что этот цвет символизирует силу, духовный корень которой выше сферы добра!

Таким образом, Эсав символизирует корону, и поэтому на протяжении всего последнего изгнания Эсав и его потомки являются людьми, которые правят остальным миром, включая народ Израиля, потому что кто носит корону, тот и правит!

Праздник Песах символизирует раскрытие короны святости, и благодаря нему мы получаем внутри себя чудесную святость короны, тем самым заменяя корону Эсава на корону Яакова, заменяя корону нечистоты на корону святости.

Это также отражено в другом событии, произошедшем во время Песаха. Евреи вышли из Египта с огромным богатством, и это богатство символизирует множество святых искр, существующих в народах мира в целом и в Эсаве в частности. Очищая себя, мы получаем их вместе с короной, которую они символизируют, и таким образом мы выходим на первое место, оставляя Эсава позади!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter