СБП. Дни Мошиаха! 26 Тевета 5785 г., первый день недели Бо | 2025-01-25 23:50

Положитесь на свою внутреннюю «овцу»

Смирение овцы перед пастухом представляет собой истинное смирение, которое человек должен испытывать по отношению к Творцу.

Перевод:Д. Беляев 24.11.2024 0 234 мин.

Начнем с шутки. Фермер приносит в дом больную овцу, чтобы вылечить ее и ухаживать за ней. Раздраженная жена спрашивает: «А как же запах?» Фермер отвечает: «Не волнуйся, она привыкнет…»

На этой неделе мы читаем недельную главу «Вайеце», которая начинается с истории бегства Яакова в Харан. Яаков провел двадцать лет в доме величайшего в истории мошенника, а именно своего дяди, арамейца Лавана. И чем же занимался Яаков в течение этих двадцати лет? Он занимался тем, что пас овец и коз всех видов. Работа пастухом сделала Яакова очень богатым, что довольно удивительно — представьте, если бы в новостях объявили, что самый богатый человек в мире сделал свое состояние на… выращивании помидоров или изготовлении желтого сыра, вы бы подняли бровь, не так ли?! И вот, вместо помидоров с желтым сыром (вкусное сочетание, между прочим), встречайте заслуженного богача, Яакова, нашего праотца, который разбогател на выпасе овец и коз?!

Ближе к концу главы стих описывает огромное богатство Яакова (30:43): «И стал он чрезвычайно преуспевать, и было у него много стад, служанок и слуг, верблюдов и ослов». Как Яаков перешел от овец и коз к слугам и служанкам, как он превратил овец в ослов и верблюдов? РАШИ объясняет, что Яаков также занимался бизнесом: «Он продавал свои стада по высоким ценам и приобрел все это».

Все хотели покупать овец у Яакова, поэтому спрос рос, а вместе с ним и цена, пока бренд «Овцы Яакова» не стал международным, а что только не заплатят люди за бренд! Так Яаков превратил овец в деньги, на которые приобрел все свои обширные активы. Головокружительная история успеха, которую следовало бы опубликовать в Wall Street Journal. Но каково послание для нас, детей Авраама, Ицхака и Яакова, чему Тора хочет нас научить? Быть пастухами?! Разумно предположить, что в этом году нам не удастся разбогатеть только на торговле овцами или телятами…

И как всегда, какая связь между всем этим и Освобождением?

В глубоком хасидском трактате Ребе закладывает важную основу для понимания успеха Яакова и его прямой связи с нами в канун Освобождения. Ребе цитирует «Мидраш Танхума» (по главе «Ки Тиса» п. 9), что Израиль был сосчитан в десяти местах… и еще один будет сосчитан в будущем, как сказано: «Стада снова пройдут под руками того, кто их сосчитает». И здесь возникает вопрос: в ТАНАХе и у наших мудрецов еврейский народ называется многими именами: дети королей, верующие — дети верующих, «они — дети Мои» и многие другие. Неужели текст не нашел нужным назвать нас более достойным именем, чем стадо)? Кто мы, овцы?!

Более того, учитывая, что перепись еврейского народа в Торе обычно начинается со слов: «Поднимите голову сыны Израиля», потому что подсчет евреев должен поднимать голову и еврейскую гордость и достоинство, было бы гораздо уместнее называть нас другим именем, а не «стадо». Тем более что речь идет о десятом подсчете еврейского народа, который должен стать одним из венцов Освобождения и подчеркнуть безграничную любовь Б-га к еврейскому народу — любовь, которая заставляет Его подсчитывать нас снова и снова, — разве не уместнее было бы дать нам более достойное название? Что мы, бифштекс?! Так почему же, действительно, именно в грядущем будущем и именно при десятом подсчете мы называемся «стадо»?

Ответ кроется в корне слова «стадо». Мителер Ребе в своих пространных рассуждениях в «Торат Хаим» объясняет, что корень слова «стадо» («цон») происходит от слова «выход» («яца»). В хасидских терминах выход выражает готовность человека оставить себя, измениться и свести на нет себя перед своим хозяином. Природа овец такова, что их ничтожность по отношению к хозяину абсолютна. Поэтому мы находим выражение: «Овца перед стригущим ее бессловесна», — овцы спокойно и с полным самоумалением принимают процесс стрижки своей шерсти. Они не то чтобы желают этого, не то чтобы ждут, не хотят и не жаждут, но принимают волю хозяина с полным смирением.

Смирение овцы перед пастухом представляет собой истинное смирение, которое человек должен испытывать по отношению к Творцу. Человек должен оставить себя, оставить свои привычки, оставить свои ментальные и психологические фиксации, позволить Б-гу управлять своей жизнью, отдать Б-гу бразды правления и направить себя на выполнение конечного замысла Всевышнего.

Найдутся те, кто считает, что если мы будем вести себя как овцы, если мы полностью аннулируем себя перед Творцом мира, то у нас пропадет вкус к жизни, мы потеряем все, мы потеряем свое существование, мы потеряем свой успех и свои достижения. Или, другими словами, лучше не жить, если нам не дают самим распоряжаться своей жизнью.

Это очень распространенная ошибка, причем универсальная, и это именно то искупительное послание, которому Тора учит в парше «Ваецей» (выход) через «стадо»!

«Человек стал чрезвычайно преуспевающим» — когда мы имеем дело с овцами и ведем себя как овцы (а не как дикие животные…), тогда мы процветаем, тогда мы преуспеваем, тогда мы преодолеваем границы наших природных возможностей и достигаем бесконечности. Яаков ничего не потерял из-за овец; он только приобрел, он только прорвался, он только преуспел, и мы тоже!

Есть добродетель в ослах, есть добродетель в волах, как сказали наши мудрецы: «Как вол к ярму, так и осел к ноше», но ничто не сравнится с достоинством овец. Яаков берет овец и через это приобретает все остальные положительные качества, он приобретает слуг, служанок, верблюдов и ослов и многое другое. Он добивается успеха в недвижимости, успеха в высоких технологиях, богатства на фондовом рынке, но откуда? От овец!

Это также путь, ведущий к истинному и полному искуплению, через полное подчинение Высшей Воле. Когда наступит Освобождение, мы должны получить самые возвышенные духовные и божественные откровения, откровения, которых не получал даже еврейский народ во время Исхода из Египта и дарования Торы. Где нам взять силы, чтобы получить их? И где взять сосуды, чтобы усвоить это? Ответ прост: Овцы! Аннулирование!

Лучшим сосудом для получения благословений Б-га, как физических, так и духовных, является «битул» (аннулирование). Как говорит пророк: «А на этого Я буду смотреть, на бедного и сокрушенного духом и на того, кто трепещет от слова Моего». Тора появляется, чтобы избавить нас от порочного сознания, что принятие ига Творца означает потерю личной жизни. Верно и обратное: самый эффективный способ для человека прикоснуться к бесконечности и прорваться через границы возможного — это аннулирование перед Творцом. Так мы становимся сосудами для нашего личного искупления и общего искупления всего еврейского народа.

Именно поэтому Яаков двадцать лет имел дело с овцами, и именно поэтому мы называемся «стадо», чтобы показать, что истинный способ прожить жизнь — это учиться у стада овец и вести себя соответствующим образом. Мы должны оставить себя, выйти из духовного застоя, принять иго Небес с полным отрицанием и тем самым принести искупление и Мошиаха, который также называется именем «Перец» (прорыв).

И в завершение мы расскажем историю о том, как подчинение воле Творца прорывается сквозь жизненные ограничения и стандарты.

Посланника р. Шолом-Бер Липскер из Майами однажды пригласили провести церемонию на шикарной свадьбе. За несколько мгновений до установки хупы р. Липскар понял, что человек, который должен был служить вторым свидетелем, не придет. Продюсер мероприятия подал знак раввину Липскеру подойти к хупе, и тот побледнел. Он с тревогой оглядел толпу, но не нашел ни одного соблюдающего человека, который мог бы выступить в качестве второго свидетеля.

Вдруг кто-то подошел к р. Липскеру и спросил, какие условия необходимы для того, чтобы быть свидетелем. Раввин ответил, что нужно соблюдать несколько основ иудаизма, прежде всего субботу. Тот человек сказал, что интересуется иудаизмом, предпринял несколько шагов, чтобы укрепить его соблюдение, и теперь готов взять на себя обязанность правильно соблюдать субботу. Раввин поговорил с ним, убедился, что его намерение на сто процентов серьезно, и приступил к свадебной церемонии.

Прошло несколько лет, и р. Липскер находился в Иерусалиме возле Стены плача. Вдруг к нему подошел мужчина, тепло пожал ему руку и сказал: «Рабби, вы спасли мою семейную жизнь. Знайте, что все мои друзья со временем развелись, и только я один сохранил единую семью». Рав Липскар не понял, кто он такой и когда они вообще познакомились. «Это все благодаря тому совету, который вы дали мне перед хупой во Флориде: отключиться на один день и соблюдать субботу. Каждую пятницу вечером вся семья собирается вместе, каждый делится тем, что произошло за неделю, мы все поддерживаем друг друга, и именно так мы преодолеваем жизненные трудности…»

Больше, чем он хранил субботу, суббота хранила его. И больше, чем мы делаем одолжение Б-гу, Он делает одолжение нам.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter