29 Кислева 5782 года, шестой день недели, гл. Микейц

Муха в вине и камешек в булке: кто виноват?

Из комментариев известно, что причиной опалы виночерпия стала муха, оказавшаяся в кубке с вином для фараона, а главного пекаря — камешек, попавший в булку. Определяя меру ответственности для каждого из этих случаев, логично рассудить, что мухе не прикажешь, где летать, а вот камень самостоятельно в булку попасть не мог...

5885 (7)
Муха в вине и камешек в булке: кто виноват?
Муха в вине и камешек в булке: кто виноват?

Рассказывая о сновидениях царских министров: начальника виночерпиев и начальника пекарей, и о толковании этих снов Йосефом, Тора дает нам наглядный пример отличия законов Торы от законов общечеловеческой логики.

Из комментариев известно, что причиной опалы виночерпия стала муха, оказавшаяся в кубке с вином для фараона, а главного пекаря — камешек, попавший в булку. Определяя меру ответственности для каждого из этих случаев, логично рассудить, что мухе не прикажешь, где летать, а вот камень самостоятельно в булку попасть не мог, то есть фараон рассудил правильно, приказав виночерпия оправдать, а пекаря повесить.

А теперь посмотрим на сложившуюся ситуацию глазами Йосефа, который в рассказанных ему снах увидел будущий приговор фараона.

Йосеф был пропитан знанием Торы, и он естественно подошел к вопросу об ответственности, исходя из этого знания. Есть такой принцип в Талмуде: «Эйн шалиах бидвар авера» — нет посланца для совершения греха. То есть, можно быть посланцем заповеди, которая будет засчитана пославшему. Но нельзя, совершив грех, оправдаться тем, что это поручено кем-то другим. Такому человеку и говорят: нет посланца для греха, то есть отвечает совершивший, а не пославший.

Наши царедворцы, конечно, сами не занимались ни вином, ни булками. Поэтому, по Торе, начальник пекарей не должен был отвечать за того, кто просеивал муку или месил тесто. А вот начальник виночерпиев как раз виновен, поскольку именно он, судя по тексту, подносил кубок фараону и должен был проследить, чтобы муха не попала в напиток.

Начало обоих сновидений соответствовало неискаженной истине. Виночерпий видел пустой виноградник, начальник пекарей — полные булками корзины. Но продолжение каждого из снов отразило то искривление правды, которое происходит в самом нижнем мире, мире лжи, где преобладает зло. Пустой виноградник вдруг зацвел и начал плодоносить, а булки склевала прилетевшая откуда-то птица.

На примере этого небольшого отрывка четко видно, что человеческая логика не может быть основой морали, и что улучшение этого мира, приведение его в состояние, пригодное для проявления в нем Всевышнего, заключается также в том, чтобы научиться думать и воспринимать действительность в соответствии с законами Торы, унаследовать мораль Торы. Так будут поступать все с наступлением полного и окончательного Освобождения (Геулы), но уже сегодня мы должны стараться вести себя таким образом. Ведь такое указание дал нам Любавичский Ребе Король Мошиах, да будет он жить вечно.

Опубликовано: 15.12.2003

Темы: Вайешев
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter