СБП. Дни Мошиаха! 15 Швата 5785 г., пятый день недели Итро | 2025-02-12 18:54

15 Швата — новый год деревьев

15 Швата:   Новый год деревьев15 Швата: Новый год деревьев
Необходимо брать пример с дерева и постоянно растиБрать пример с дерева и постоянно расти
Когда не надо обращать внимание на чувства?Когда не надо обращать внимание на чувства?
Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)Выступление Ребе в канун «Нового года деревьев» (1992)

Изгнание и Освобождение: когда низ — это верх

В то время как 19 Кислева — это праздник освобождения, недельная глава «Вайешев» символизирует «шаг» в изгнание.

Перевод:Д. Беляев 17.12.2024 0 293 мин.

В эти дни мы празднуем новый год хасидизма 19-20 Кислева и читаем недельную главу «Вайешев». Хорошо известны слова мудрецов о том, что праздники года тесно связаны с недельными главами, которые мы читаем. Это справедливо и для хасидских праздников. Поскольку недельная глава «Вайешев» всегда читается рядом с 19 Кислев, между ними, безусловно, существует глубокая связь.

На первый взгляд кажется, что недельная глава «Вайешев» и 19 Кислев не только не связаны между собой, но и представляют совершенно противоположные идеи. В то время как 19 Кислева — это праздник освобождения, недельная глава «Вайешев» символизирует «шаг» в изгнание. В этой главе мы читаем о «первоначальной причине исхода еврейского народа в Египет» (по выражению РАШИ в трактате «Сота» 11а). Мы узнаем о событиях, которые непосредственно вызвали сошествие еврейского народа в Египет, узнаем о продаже Йосефа, что привело к тому, что Яаков и вся его семья спустились в Египет, что впоследствии вызвало египетское изгнание.

Так какая же связь между праздником освобождения и причиной изгнания? И как это может научить нас чему-то в нашей повседневной жизни?

На фарбренгене 19 Кислева в 5740 (1980) году Ребе Король Мошиах дал нам оригинальный и новаторский способ правильно взглянуть на изгнание. Ребе, по сути, дал нам свой взгляд на то, что на самом деле происходит в мире, и через эту призму все выглядит иначе! То, что кажется нам источником изгнания, становится источником освобождения, а то, что кажется нам противоречивым и противоположным, становится связанным, родственным и единым. Так и в нашем случае, на наш поверхностный взгляд, 19 Кислева и недельная глава «Вайешев» противоречат друг другу, но в глазах Ребе они связаны и удивительно едины.

Ребе приводит удивительный мидраш. На стих в нашей главе (39:1): «А Йосеф был низведен в Египет», мудрецы говорят: «Это завоевание, как сказано [о Мошиахе], что он будет властвовать от моря до моря». На первый взгляд, этот мидраш очень озадачивает. Слова «А Йосеф был низведен в Египет» символизируют высшую точку падения. Йосефа против его воли продают в торговый караван, как беспомощного раба, и опускают его, как физически, так и в более глубоком духовном и ментальном смысле, в Египет. Он унижен, покорен, раздавлен и сломлен, он чувствует себя униженным и несчастным до такой степени, что в конце концов его продают в рабство. Есть ли большее унижение, чем это?

Однако мидраш видит в этих же словах символ господства и завоевания, когда Йосеф собирается править всем Египтом. Ему суждено завоевать Египет, ему суждено управлять всем Египтом, он станет самым могущественным человеком во всем египетском царстве.

И в стихе, и в мидраше упоминается один и тот же корень и одно и то же слово. Корень, встречающийся в стихе, означает падение и унижение, покорность и прострацию, а тот же самый корень, встречающийся в мидраше, означает монархию, контроль, власть и почет. Как может одно и то же событие, одно и то же слово, один и тот же корень одновременно служить двум совершенно противоположным направлениям?

Ответ: это зависит от того, какими глазами вы смотрите. С человеческой, внешней и упрощенной точки зрения, в простом понимании текста, мы видим страдания, изгнание, беды и упадок. Но в глубокой перспективе Торы, глазами мидраша и согласно «хасидским очкам», которые проникают под поверхность, мы обнаруживаем источник силы и могущества, источник контроля и власти.

Мы смотрим на настоящее, и в настоящем мы видим изгнание, беды, войны и заложников (на момент написания этих строк…), но Тора учит нас смотреть в будущее, на конечную цель, к которой приведут все текущие события. Мудрецы видят, как из плохого появляется хорошее, они также видят, как путь к этому желанному хорошему проходит через эти каналы. Поэтому, с этой точки зрения, то, что нам кажется негативным, им представляется источником радости.

Так и в истории Йосефа: намерением спуска Йосефа в Египет было установить власть Йосефа над всем Египтом, сделать его наместником, без которого «никто не поднимет руку или ногу во всем Египте». Но чтобы это произошло, Йосеф должен прийти в Египет, он должен спуститься туда, как физически, так и духовно, и только так он достигнет ожидающего его блага. Египетское изгнание не было наказанием, сыны Израиля не согрешили и не заслужили никакого наказания. Египетское изгнание было хорошо вымощенной дорогой к достижению цели.

Так же и в истории о заключении и освобождении Алтер Ребе: заключение и освобождение не являются отдельными друг от друга делами, скорее, освобождение — это цель самого заключения. Освобождение Алтер Ребе привело к новому периоду в раскрытии хасидизма, к раскрытию, которое без заключения мы бы не заслужили.

Как сказал однажды Ребе РАШАБ, заключение Алтер Ребе в тюрьму подобно высказыванию мудрецов: «Когда оливку раздавливают, из нее получается масло». Дробление оливки — это не отрицательное действие, за которым следует положительный результат, а наоборот, дробление оливки с самого начала является положительным и необходимым действием для получения превосходного оливкового масла. Именно так следует рассматривать спуск Йосефа в Египет, именно так следует рассматривать египетское изгнание и именно так следует рассматривать нынешнее изгнание. Это не отрицательные действия с положительными результатами. Скорее, это необходимые и неизбежные действия, приводящие к хорошим, важным и жизненно важным результатам.

Когда нам кажется, что Йосеф спускается в Египет, на самом деле он свергает Египет. Когда нам кажется, что Йосефом управляют потомки Йишмаэля, на самом деле он становится правителем всего мира. Когда нам кажется, что изгнание уже началось и неминуемо, на самом деле происходит то, что освобождение уже наступило и приближается.

Урок, который мы из этого извлекли, применительно к сегодняшнему дню, прост, но в то же время дает силы. Наша работа — это работа света, освещать мир светом Торы и заповедей. Проблема в том, что мы живем во тьме изгнания, которая создает нам трудности и испытания. Человек может подумать, что правильный путь — это ждать, ждать, пока тьма не исчезнет, трудности не прекратятся, испытания не исчезнут, и тогда он сможет продолжить свою работу, работу света.

История Йосефа, а также история заточения и искупления Алтер Ребе учат нас обратному. Тьма была создана, чтобы принести свет, трудности, которые мы переживаем, должны раскрыть в нас новую силу, а испытания, которые мы испытываем, призваны побудить нас найти новую глубину в нашем внутреннем «я». Путешествие вниз — это средство для разрушения стен изгнания, и тот, кто сегодня на дне, будет править завтра, а изгнание — это лишь хорошо проложенный путь к освобождению!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter