Каждый год имеет порядковый номер, начиная с сотворения мира. В этом новом году мы вступили в еврейский год под номером 5780. Мы не только выросли на один год, а вступили в новое десятилетие. Мы осуществили переход от 70-х к 80-м годам.
Основываясь на учении хасидизма, между числами 80 и 70 существует существенная разница:
Семьдесят кратно семи. Семь представляет вершину духовного роста, как суббота, седьмой день недели, является его духовным кульминационным моментом. По словам мидраша: «Все седьмые любимы». Когда мы берем число семь и умножаем его на десять, это говорит о том, что мы получаем полную силу числа семь, поскольку каждая единица семи состоит из десяти, что соответствуют десяти божественным эманациям и нашим десяти способностям души.
Число восемьдесят, напротив, представляет полное дополнение и выражение числа восемь, которое обозначает трансцендентность. Вот почему у нас обрезание на восьмой день. Когда мы вступаем в завет с Б-гом, он является безусловной связью между Б-гом и нами; связью, которая выходит за рамки логики и общественных соглашений.
Хотя мы молимся, надеемся и ждём Мошиаха каждый день, тем не менее, находясь в начале 80-х годов, мы уже можем наслаждаться в его свете и поднять себя до возвышенного уровня Освобождения. Действительно, одной из характеристик мессианской эпохи является арфа, на которой будут играть в Храме. В ней будет восемь струн, в отличие от арфы Давида, в которой было только семь.
Разные названия для искупления
В дополнение к уникальному статусу вступления в трансцендентные 80-е годы, число для этого года образует аббревиатуру на иврите: «Это будет год искупления».
Какое значение имеет слово «пдут» (искупление)? Каково его особое значение и оттенок, и как оно отличается от слова «геула», наиболее часто используемого слова для искупления?
Впервые слово «пдут» появляется в Торе в контексте четвертой чумы, поразившей Египет до Исхода, — смеси диких животных. Б-г наставляет Моисея сказать фараону во имя Его: «Я сделаю различие между Моим народом и твоим народом…». Из этого мы можем вывести, что слово «пдут» отражает аспект искупления, который отделен и находится за пределами нормы.
Слово «геула» имеет те же буквы, что и «гола» (изгнание), с добавленной в него буквой «алеф», чтобы подчеркнуть, что «геула» радикально не отделена от «галута» [«гола» и «галут» являются синонимами]. Слово и понятие «геула» сформировано с помощью вставки буквы «алеф» в «гола»; вставка единственности Б-га в изгнание. Слово «пдут», напротив, представляет радикальную и революционную динамику искупления.
Две даты Рош а-Шана
Эти две модели для освобождения не являются взаимоисключающими. Этот парадокс мы можем наблюдать в празднике Рош а-Шана. Рош а-Шана переводится как «Глава года», годовщина Творения (точнее, сотворения Адама и Евы). Алтер Ребе в своей классической работе «Тания» утверждает, что каждый Рош а-Шана — это динамичный, новый и беспрецедентный свет божественного мира. Тем не менее, в Торе этот праздник описывается как «первый день седьмого месяца».
Рош а-Шана — это начало нового года или продолжение прошлого года?
Очевидно, что обе идеи верны. С одной стороны, Рош а-Шана — это континуум. Шесть месяцев, предшествующих этому, готовят нас к обновлению, которое произойдет в Рош а-Шана,
Точно так же в отношении окончательного Освобождения:
С одной стороны, окончательное Освобождение будет одним из революционно новых искуплений, отделенных от мышления изгнания; оно поднимет нас с земли и катапультирует в новое и более высокое сознание.
С другой стороны, чтобы быть восприимчивыми к новой динамике Освобождения (точнее: динамике искупления), мы должны подготовиться, открыв свои сердца, чтобы получить Освобождение.
Хватит, значит, хватит!
Это правда, чем дольше мы остаемся в изгнании, тем более возвышенным будет Освобождение. Но у нас нет сил вынести это изгнание, что причиняет нам большие страдания. Поэтому мы кричим: «Мы хотим Мошиаха сейчас!»
Мы вступаем в этот новый год с окончательным Освобождением. Мы хотим услышать звук шофара, в который протрубит сам Ребе Король Мошиах в отстроенном Храме!