Фальшивые новости вызывают ненужный страх

06.03.2020 873 (2)
Рабби Яир Хоффман Перевод: Шолем Лугов
Фальшивые новости вызывают ненужный страх
Фальшивые новости вызывают ненужный страх

Коронавирус — очень серьезная проблема и с этим не следует шутить. Есть люди, чья жизнь висит на волоске. Создание и передача ложной информации, которая вызывает у людей беспокойство, будь то сознательно или невольно, запрещено Торой («Ваикра 25:17): «Не обижайте друг друга».

Есть три типа людей, которые получают информацию в социальных сетях: 1) те, кто отправляет их, не проверяя; 2) те, кто их вообще не пересылает; 3) те, кто пересылает информацию из социальных сетей только убедившись, что она правдива.

Большинство людей знакомы с теми, кто относится к первой категории. Проблема в том, что в очень часто люди отправляют вещи, которые явно ложные.

Десятки поддельных новостей были разосланы. Многие из этих фальшивых сообщений становятся виральными в социальных сетях, распространяя дополнительную панику и страх.

К примеру, было сообщение, что еврейский адвокат из Нью-Рошели посетил ECap конференцию в Майами, на которой присутствовали тысячи евреев. Один человек написал, что он «точно знает», что этот адвокат там был. Ни один из участников не удосужился проверить список имен (который был предоставлен каждому после регистрации), но вместо этого все продолжали пересылать сообщения. В конце концов, ECap опубликовал заявление, что этого человека там никогда не было.

Несколько дней назад следующая ложная информация стала вирусной:

«Экстренное сообщение! Человек, подозреваемый в коронавирусе, присутствовал на свадьбе вчера вечером в зале торжеств в Лейквуде, штат Нью-Джерси. Там были сотни гостей, которые могли быть заражены. Центр по контролю и профилактике заболеваний рекомендует всем тем, кто мог вступить в тесный контакт с этим человеком, оставаться дома не менее 10 дней и немедленно позвонить по этому номеру, если у них появятся какие-либо симптомы вируса».

Кроме того, что эта «новость» не имела ни малейшего отношения к истине, правоохранительные органы начали искать её автора, чтобы предъявить ему обвинение. Чтобы напечатать такое сообщение и переслать его, нужно быть по-настоящему ненормальным человеком. Безумие будет отличной защитой для него в суде.

Есть также «шутки», где люди танцуют «танец коронавируса» на свадьбах, в масках и хирургических перчатках.

В среду в социальных сетях было много сообщений о предполагаемом подростке из Модиин-Илита, который был подвержен воздействию коронавируса и находился в карантине. Сообщения, которые предположительно были из министерства здравоохранения, предупреждали, что мальчик посетил многочисленные места, где было много религиозных евреев, в том числе центральный автовокзал в Иерусалиме и синагогу в Зихрон-Моше, заходил в четыре популярных миквы и даже присутствовал на свадьбе одного из детей ведущего хасидского лидера.

Сообщение стало настолько широко распространенным, что минздрав был вынужден официально объявить его фальшимым, так как подобные вещи должны поступать по одному из официальных каналов канцелярии пресс-секретаря, чтобы считаться реальными и официальными предупреждениями.

Есть ли запрет «от слова лжи отдались» («Шмот» 23:7), если лживое сообщение записано, а не рассказано устно? Да. Рав Элиэзер Вальденберг в своем известном сборнике респонсов «Циц Элиэзер» (том 15, ответ 12) цитирует мнение «Тосафот» из трактата «Бава Батра» (94б), что действительно существует запрет на распространение лжи в печати. Это также мнение рабби Меира Абулафьи к трактату «Бава Батра» (172а). Законы о запрете лжи людям, будь то евреи или неевреи, можно найти в «Шулхан Арухе» (раздел «Хошен Мишпат» 228:6).

Рабейну Йона в своей книге «Врата раскаяния» (гл. 3, п. 186) сообщает нам, что запрет существует, даже если человеку, который услышал ложь, не причиняется вред. Правда, наказание за такое поведение намного меньше, чем если бы ложь действительно ранила человека; но это в любом случае запрещено.

Как быть, если человек, пересылающий электронное письмо с сообщением, не знает, что это выдумка? Возможно, что все упомянутые выше примеры, относятся именно к тому случаю, когда человек осознает, что это неправда, но здесь наивный владелец электронной почты ничего не знал? Талмуд в трактате «Рош а-Шана» говорит нам, что Рава избегал говорить определенные вещи, потому что он подозревал, что в этом может быть что-то нехорошее.

Возможно, сама формулировка запрета Торы «держаться подальше от неправды» свидетельствует о том, что если кто-то не уверен в истинности некоего факта, ему следует держаться от этого подальше и не передавать его. Сначала следует убедиться, что это правда.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Точка зрения » Актуально (другие статьи):