Изучив главы «Рээй» и «Шофтим», становится понятным, какая форма политического устройства является наиболее правильной с точки зрения Всевышнего, благословен Он.
Мы знаем, что устройство высших миров проектируется на наш, и хорошо, когда есть соответствие между ними. Разумеется, неправильное устройство низшего мира не нарушает установленные Б-гом порядки наверху, но имеет жёсткие последствия для самого человечества, а тем более еврейского народа.
Недельная глава «Рээй» даёт намёк на позитивные стороны тех идеологий, которые нам известны под названиями капитализм и социализм.
С одной стороны, Тора предписывает законы, касающиеся обеспечения неприкосновенности частной собственности и непоколебимую её защиту. С другой стороны, Тора строго обязывает членов общества заботиться друг о друге в материальном плане.
Мудрецы, истолковывая понятие и смысл заповеди благотворительности («цдака»), создали целую социально-экономическую систему эффективного функционирования общества, главная цель которой — построение справедливого порядка.
Недельная глава «Шофтим» прямым текстом указывает на единственно правильную политическую систему — теократию.
В Торе теократия (власть Б-га) раскрывается в двух формах — теократической критархии (власти судей) и теократической монархии (власти короля). Всё это я описываю греческими терминами, но суть в целом не меняется.
В наше время реализовать подобное невозможно в масштабе глобальном. Можно лишь создавать теократические анклавы, живущие по законам Торы. И таких прецедентов немало. Праволиберальная идеология усилила процесс автономизации общин, что позволило им стать самостоятельными и жить по установленным внутри законам.
Но когда придёт Мошиах, теократия станет всемирной. Мало того, её выше описанные формы сольются воедино, ведь Мошиах — и король и судья.
Выводы таковы, что все нынешние идеологии ничего не стоят. Уже наблюдали кризис и падение социализма. Сейчас мы наблюдаем кризис капитализма. Создатели этих концепций строили их на греческо-римских достижениях интеллектуальной мысли, а не на мудрости святой Торы. Они отказались от Творца. Но то хорошее, что есть в этих двух мировых концепциях — это, естественно, искры святости, которые давно уже извлечены. Осталось открыть Источник и отбросить лишние оболочки.
Ну а справедливый экономический порядок обеспечит эффективное функционирование политической и законодательной теократии.
И разумеющим достаточно.