СБП. Дни Мошиаха! 14 Тевета 5785 г., третий день недели Шмот | 2025-01-14 06:02

Шах и мат династии Асада — и шах шиитско-иранской оси

Таким образом, 54 года династии Асадов и более 60 лет правления Баас закончились. Режим пал, и весь Ближний Восток готов измениться. Это окно возможностей для Израиля.

09.12.2024 0 349 мин.

Падение режима — еще одно звено в цепи событий, начатой Яхьей Синваром атакой 7 октября. Для Израиля исчезновение иранской власти в Сирии — историческая возможность, которую нельзя упустить

Сирия меняется на наших глазах, и, как в классическом домино, опрокидывает шиитско-иранскую ось на Ближнем Востоке. Асад бежал из Дамаска, и повстанцы утверждают, что его самолет был сбит над Хомсом. С другой стороны, из последних сообщений сирийского телевидения — как раз в то время, когда силы повстанцев направлялись к зданиям СМИ, чтобы объявить о создании нового временного сирийского правительства — следует, что президент выжил и исчез.

Временное сирийское правительство под руководством командира повстанцев Мухаммада аль-Джулани (его настоящее имя Ахмед Хусейн аш-Шараа) формируется прямо сейчас.

Но кто такие повстанцы? Не вдаваясь слишком глубоко во все фракции, которых более десяти, отметим, что это целая коалиция повстанцев, среди которых есть исламисты, поддерживающие ИГИЛ, и исламисты, противостоящие ИГИЛ. Основное ядро, которое ведет активное сопротивление и захват Сирии у Асада с конца ноября — это организация под названием «Хайят Тахрир аш-Шам» — текущее воплощение филиала Аль-Каиды в Сирии, известного нам также под прежним названием «Джабхат ан-Нусра». В то время как некоторые повстанцы поддерживают только освобождение Сирии, другие считают необходимым «освободить» весь регион и особенно помочь «братьям в Газе».

Сейчас, однако, речь идет в основном о двух войнах. Первая — это реализация национальных стремлений сирийцев, поддерживающих свободную Сирию вместо диктатуры Асада. Вторая, более значимая — это древняя религиозная война, возвращающаяся волнами уже 1400 лет — внутриисламская война между суннитами и шиитами, включающая в себя также острую вражду между арабами и персами-иранцами.

«Асад-алавит-шиит продал Сирию иранцам», — говорит аль-Джулани в одном из своих широко освещаемых выступлений перед захватом Алеппо. Он не изобретает ничего нового, это очень распространенный и известный аргумент в суннитском дискурсе арабского мира. Столкновение между суннитами и шиитами исторично, повторяемо и неизбежно в ближневосточной реальности.

Весь этот процесс финансируется и организуется Турцией уже много месяцев. Ей удалось привлечь огромное количество исламистов-салафитов (суннитов-салафитов, фундаменталистов) со всего мира, особенно из Узбекистана, Таджикистана и Дагестана. Для иностранных новобранцев турки построили город-базу около Африна, на территории, которую сами турки захватили у Сирии еще в октябре 2019 года, после американского ухода из региона.

И наряду с относительно радикальными исламистами есть также светская сирийская оппозиция. Согласно различным сообщениям, они открыты к диалогу с Израилем. Среди повстанцев есть еще две важные группы — друзы с сирийских Голан, которые захватили почти весь юг Сирии почти до Кунейтры, и курды, захватившие северо-восток Сирии на границе с Ираком, где они контролируют Дейр-эз-Зор — важнейший стратегический пункт для перемещения иранского оружия и боевиков проиранских шиитских ополчений. Сейчас этот проход закрыт для Ирана. У курдов в этом районе длинная история контактов с Израилем, и они заинтересованы в продолжении защиты наших общих интересов в регионе, согласно сообщениям обеих сторон.

Таким образом, 54 года династии Асадов и более 60 лет правления Баас закончились. Режим пал, и весь Ближний Восток готов измениться. Кого им следует винить? В первую очередь Яхью Синвара, который пытался «захватить Израиль» в октябре 2023 года, но вместо этого запустил цепь событий, которая успешно разрушила ХАМАС, «Хизбаллу» и шиитско-иранскую ось на Ближнем Востоке.

Израиль должен использовать историческую возможность, чтобы наладить связи с геополитическим и социальным разнообразием, которое может предложить новая Сирия, и стабилизировать себя в регионе насколько это возможно. Иранский контроль над Сирией рассеялся, а контроль Катара — главного покровителя суннитских «Братьев-мусульман», который, несомненно, захочет вложить все свои силы в укрепление нового государства — еще не утвердился в Сирии. Это окно возможностей для Израиля.

И если по пути Израиль сумеет стабилизировать и улучшить свои отношения с Турцией, используя общие интересы обеих стран, будущее, несомненно, будет выглядеть немного лучше.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter