В совершенно гениальной беседе Ребе на эту недельную главу (в 26 томе) про чудо превращения посоха Аарона в змея, а затем, после возвращения змея обратно в посох, пожирания оным всех посохов египетских магов (тоже обратившихся в змей), есть финальная часть, которую я в данном случаю позволю себе пересказать отдельно.
Начнем, впрочем, со следующего вопроса: почему, послав Моше и его брата к фараону с требованием Let My People Go, Б-г велел именно Аарону превращать свой посох в змею? И это после того, что в диалоге у горящего и не сгорающего куста похожий трюк было велено совершить самому Моше?
Чтобы понять ответ, вспомним, что суть дальнейших казней (явившихся следствием первой встречи святых братьев с египетским правителем) заключалась не только в том, чтобы покарать мерзавцев из египтян, но и (и прежде всего) в том, чтобы «сломать» внутренние силы нечистых оболочек («клипот») древней языческой державы. Языком современной эзотерики назовем это египетским эгрегором.
Именно поэтому казней было 10, ведь внутренних сил («сфирот»), как со стороны святости, так и со стороны нечистоты и зла, именно столько.
А теперь вспомним требование наших мудрецов, чтобы и каждый из нас представлял себя сегодня же выходящим из Египта. Из внутреннего Египта с внутренним фараоном нашей души и так далее.
К сожалению, в наше время мы наблюдаем споры египетской скверны, которые, подобно осколкам зеркала злобного тролля, вошедших в сердце Кая, отравляют наших с вами современников и сограждан: евреев и израильтян.
Расплодилось такое количество провокаторов, ненавистников Торы, маскирующихся под ее последователей подонков и так далее, что выход один (как это ни прискорбно) — брать «палку» (метафорическую, естественно) и «ломать» овладевшую ими клипу. Пытаться остановить их в духовном падении и через «ломку» подчинивших их себе ложных паттернов и идеологий направить к раскаянию.
Кто же может это сделать? Только Аарон, который сам по себе является олицетворением абсолютной любви к каждому еврею — даже самому страшному и грешному. Только такой человек, который, подобно Аарону, на самом деле способен действовать из чистой любви к своему народу, Торе и Б-гу, имеет право орудовать «палкой».
И также поэтому важно понимать, что именно палка Аарона (а не змея, в которую трансформировалась палка) пожрала посохи египетских магов и жрецов. Потому что змея как раз символизирует (начиная с греха с Древом познания) эмоции: зависть, ревность, гнев и прочее. Борец же с клипой должен действовать совершенно бесстрастно — подобно сухой палке.
И еще одна интересная деталь: мидраши подчеркивают, что несмотря на пожирание посохом Аарона десятков других посохов (или змей), сам посох никак не изменился в размере. Тут уместно вспомнить начало «Маленького принца», где удав, проглотивший слона, стал похожим на шляпу. Так вот, в нашем случае не было ничего такого.
И Ребе также трактует это в метафорическом ключе: когда «враг» начинает провоцировать тебя своими ядовитыми выплесками, следи, чтобы на твой «посох» это никак не повлияло — пусть он останется все тем же, неизменным, сухим, лишенным всякой примеси личного чувства.
Думаю, это прекрасная рекомендация ведущим «бои» как в реальной жизни, так и в социальных сетях.
Что же касается описанных в нашей главе казней, надеюсь, они в ближайшее время достигнут заслуживших их адресатов, а еврейский народ удостоится окончательного и полного Освобождения!