СБП. Дни Мошиаха! 16 Ияра 5785 г., четвертый день недели Эмор | 2025-05-14 09:40

Как Израиль уничтожил сирийский флот Асада

Режим Асада рушится, и Израиль опасается, что стратегическое оружие может попасть в руки джихадистов. Флотилия ракетных катеров израильского флота получает задание уничтожить сирийский флот в порту Латакии и потопить военные корабли. Через несколько часов моряки оказываются в море, что становится одной из крупнейших операций в истории ВМС.

Эяль Леви Перевод:Д. Беляев 22.04.2025 0 449 мин.

В учебниках ВМС Израиля «битва за Латакию» в первые часы войны Йом-Кипур является основным элементом военного наследия. Израильские ракетные катера вошли в северный сирийский порт и потопили пять сирийских военных кораблей, вернувшись невредимыми. Это было первое историческое сражение, в котором обе стороны использовали ракеты класса » земля-земля».

«Это был исторический бой», — подчеркнул полковник (в отставке) Уди Эрель, тогда еще молодой капитан и офицер оперативного отдела флотилии 3, выполнявшей эту миссию. — Два часа ожесточенной перестрелки, в ходе которой был установлен факт военного времени: любое сирийское или египетское судно, вышедшее в море, никогда не возвращалось в порт».

Среди хаоса войны «Железных мечей» героическая операция «Стрела Башана», начатая 8 декабря 2024 года после падения сирийского режима, почти стерлась из памяти общественности. Опасаясь, что оставленное стратегическое сирийское оружие попадет во вражеские руки, была начата совместная операция с участием сухопутных, морских и воздушных сил, в результате которой было нейтрализовано 80% сил и средств, оставшихся у армии Асада.

В рамках операции «Флотилия-3» вернулась в Латакию, место, ставшее наследием войны Йом-Кипур, и потопила 15 судов с оружием, которое могло представлять серьезную угрозу для национальной безопасности Израиля.

«В конце концов, мы идем по пути наших предшественников», — сказал майор Т., командир корабля INS Yaffo, который принимал участие в операции. — Каждый морской офицер вырастает на этих историях и маршрутах, по которым мы ходили».

Майор Т. приветствовал нас на борту INS Yaffo. Ему было всего 28 лет, он был в отпуске, когда началась война, но поспешил вернуться и сначала служил в качестве заместителя, а восемь месяцев назад официально принял командование. С ним были два боевых офицера с соседних кораблей флотилии, участвовавших в операции: лейтенант Т. с INS Herev, который еще проходил подготовку морских офицеров, когда началась война, и оказался в море к 8 октября, и лейтенант Г., который поступил на INS Kidon всего за неделю до начала войны.

«Я даже не знал имен моряков, — смеясь, говорит 24-летний лейтенант Г. — На офицерских курсах нам говорили, что мы будем поколением, столкнувшимся с войной, но это говорят всем. Для нас это стало реальностью».

Когда лейтенант Г. описал жизнь на борту «Нирита», это заставило его взглянуть на корабли, составляющие флотилию ракетных катеров, базирующуюся в Хайфе. Нирит — это ракетный катер класса «Саар 4.5», самый маленький и самый старый из флотилии, первый из которых был спущен на воду в начале 80-х годов. Длиной 61 метр и с экипажем около 60 человек, он используется в основном для ударных миссий.

Рядом с ним находится корабль класса Saar 5, который служит уже около 30 лет, имеет длину 85 метров и считается многоцелевым. Но самым выдающимся судном является футуристический Saar 6, который находится в эксплуатации всего шесть лет и напоминает космический корабль при длине 89 метров.

Операция «Стрела Башана» в Сирии застала моряков врасплох. Ничто не указывало на неизбежность наступления на вражескую территорию, за исключением высших военных инстанций, где в начале декабря возникло беспокойство по поводу краха режима Башара Асада.

Наибольший страх вызывала неизвестность. Израильские спецслужбы не знали, как новое руководство Сирии будет относиться к Израилю, особенно если учесть, что у восходящей фигуры Ахмада аль-Шараа, известного как аль-Джулани, было джихадистское прошлое и глубокие связи с террористической организацией «Аль-Каида».

«Операция началась неожиданно, — подтвердил подполковник Д., глава подразделения Naval Superiority, отвечающего за координацию огневых средств и планирование ударов. — В пятницу начальник оперативного отдела штаба ВМС вызвал нас всех на ситуационный брифинг после начала переворота. Мы достали планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, в которых перечислены все стратегические вооружения, которые могут попасть в руки врага. Мой отдел занимается точным наведением на цель — куда и как наносить удары — и мы координировали свои действия с генштабом ЦАХАЛа и оперативным отделом военной разведки».

«Ракетные катера, которые могут попасть в руки врага. Каждая ракета на этих судах несет десятки килограммов взрывчатки и может представлять угрозу для израильских гражданских или военных судов». Падение режима открыло короткое окно возможностей, чтобы устранить эту угрозу», — ответил подполковник Д. на вопрос какую угрозу представлял собой сирийский флот...

В субботу штаб ВМС продолжал работать над планами нанесения удара. Только утром в воскресенье, 8 декабря, флотилии 3 был отдан приказ: в течение нескольких часов они должны были направиться в порт Латакия на севере Сирии, чтобы уничтожить сирийские суда, считающиеся угрозой национальной безопасности.

«Корабль INS Kidon находился на стоянке, — сказал лейтенант Г. — Время от времени корабль встает в док для проведения технического обслуживания, которое невозможно выполнить во время обычных операций. Наш корабль находился в середине ремонта, кухня была снята для замены. А в воскресенье утром мы получили приказ об отплытии. Задание было простым: потопить сирийские корабли со стратегическим оружием. Сначала я подумал, что это безумие. Отправиться в плавание через несколько часов?»

Майор Т., командир INS Yaffo, также получил приказ в воскресенье утром. «Ракетный катер состоит из четырех отделов, — объяснил он. — Отдел обнаружения, навигации и связи, который занимается планированием маршрута; отдел вооружения, который занимается боеприпасами; команда двигателей и машин, отвечающая за двигатели и генераторы, которые работают одновременно и требуют большого количества энергии; и электронная система, которая защищает корабль, обнаруживает угрозы и осуществляет перехват. Капитан садится за стол с главами отделов, каждый из которых излагает свой план. Это как подготовка к презентации перед высшим начальством. Затем мы получаем одобрение миссии и отплываем. Это очень динамично. Мы умеем готовиться в сжатые сроки, даже в неожиданных ситуациях».

В подразделении вооружений подготовка к удару началась немедленно. «Все происходило быстро, но мы готовились к этому с первого дня, — сказал лейтенант Т., офицер ударной группы INS Herev. — Мы изучили оперативные протоколы, разведданные, каждый экипаж получил свою цель и должен был представить план. Никто не говорит вам, как это сделать, это ваша работа».

Лейтенант Г. находился на борту INS Kidon и просматривал таблицу целей. «Я знал, что представляет собой каждая цель и где она пристыкована, — сказал он. — Я сидел с командиром миссии и моим контролером, и мы планировали наилучший способ выполнения».

Порт Латакия, где находится военно-морская база Сирии, расположен на севере страны и считается ее главным морским портом. Он регулярно обрабатывает грузы строительных материалов, минералов и транспортных средств, а также поддерживает регулярное морское сообщение с Александрией, Бейрутом и турецким Измиром.

Операция «Стрела Башана» была направлена в первую очередь на военный порт в Латакии и близлежащий порт Мина аль-Байда. Целью операции стали 15 судов: одни из них — ракетные катера класса «Оса-2», другие — суда класса «Тир-2» иранского производства, созданные по образцу северокорейских ракетных катеров. Основное беспокойство вызывало то, что среди оружия на борту находились ракеты Noor с дальностью 200 км и Styx с дальностью 90 км, которые могут попасть в чужие руки.

В такой операции, где время имеет решающее значение, а окно возможностей узкое, нет возможности учитывать лунный свет или морские условия. Это было начало декабря, середина зимы, открытое море. Прежде чем покинуть военно-морскую базу в Хайфе, все корабли прошли процедуру «привязывания» — закрепления незакрепленных предметов во избежание их повреждения или потери во время штормового плавания.

Во второй половине дня флотилия вышла из порта и направилась на север в безопасном и спокойном строю. По пути они могли видеть огни Ливана, и даже Кипр казался не таким уж далеким. Это было многочасовое путешествие, и неизвестно, что ждет их впереди. В то время российские корабли также стояли в порту Тартус, расположенном к югу от Латакии, — базе, используемой в основном для технического обслуживания.

«Когда вы плывете через враждебный район, существуют угрозы, о которых я даже не могу говорить, — сказал майор Т., командир INS Yaffo. — Мы знаем, что нас преследуют, и каждый боец, отправляющийся в море, понимает, что возвращение домой не является само собой разумеющимся. Гражданские могут думать, что наши столкновения сопряжены с низким риском, но трения высоки, и это требует хирургической точности от опытных бойцов».

Во время плавания была издана новая директива: прежде чем нанести удар по сирийским судам, флотилия должна была уничтожить ракетные системы класса «земля-воздух», разбросанные по всему району, чтобы создать воздушный коридор для истребителей ВВС Израиля, которые одновременно нанесут удар по Сирии.

«Мы создали объединение морских, воздушных и наземных сил, которое стало переломным моментом, новым Х-фактором в боевых действиях, — говорит майор Т. — Это сотрудничество проявилось в открытии коридоров, нападении на террористов и во всем, что вы можете себе представить. Мы поддерживали связь на протяжении всего плавания — беспрецедентный уровень, который не наблюдался с такой интенсивностью в предыдущих войнах».

Ракетные катера нанесли удар по батареям «земля-воздух». Затем по коридору пролетели истребители, поразив ракетные склады и пусковые установки, расположенные на берегу и угрожающие израильским кораблям. Когда противовоздушная оборона была ослаблена, все было готово к грандиозному финалу операции, запланированному на полдень понедельника: потоплению военных кораблей сирийского флота.

В понедельник, 9 декабря, около 18:00 под покровом темноты в портах Латакии и Мина-эль-Байда были уничтожены 15 сирийских судов.

Пока шла операция, командующий ВМС Израиля и другие старшие офицеры находились в центре управления и следили за оценкой ситуации в режиме реального времени. Быстро стало ясно, что удары были точными, а цели операции достигнуты.

К утру вторника корабли достигли порта Хайфы, где их ожидало высшее руководство. Командующий ВМС встретил их и похвалил за чистое исполнение.

В отличие от множества героических историй, всплывших на поверхность во время войны, израильский флот в основном оставался в тени, сохраняя секретность. Даже в этом интервью информацию приходилось добывать осторожно.

«То, что они сделали, было удивительно, — говорит полковник (в отставке) Уди Эрель, который участвовал в битве за Латакию в 1973 году. — Это был профессиональный удар в короткие сроки. Правда, в свое время мы попали под прямой обстрел, но хирургическая точность победила в обоих случаях. Я не сомневаюсь, что эта операция станет частью наследия военно-морского флота».

Майор Т., командир INS Yaffo, согласен с ним. Он уверен, что однажды этой операции будут обучать новобранцев. «Наша задача — сделать так, чтобы эта миссия прочно вошла в наследие ВМС. Точно так же, как они рассказывали нам об истории флота и о том, как он добился превосходства во время войны Йом-Кипур, я верю, что через 20 лет они будут знать, что мы сделали».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter