Никто не любит, когда его критикуют. Некоторые из нас могут оценить пользу от критики, но тем не менее, она все равно им не нравится. Совсем не приятно слушать, как кто-то находит недостатки в том, во что вы вложили часы усердного труда.
Обычно люди стараются соблюдать золотое правило Гилеля, которое гласит: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Как цивилизованный и культурный человек, вы не станете парковать свою машину на подъезде к чужому дому.
Почему?
Да просто потому, что вы сами знаете, каково это — не иметь возможность выехать из своего собственного двора.
Но ведь точно также мы знаем, каково это, когда тебя критикуют; так почему же мы так часто попадаемся в эту ловушку и критикуем свою жену (мужа), своего ребёнка-подростка и поведение товарища-хасида и то, как он понимает волю Ребе.
Рай и Ад
Для того, чтобы лучше понять все вышесказанное, предлагаю вам следующую притчу.
Был один еврей, который закончил свою жизненную миссию в этом мире и предстал перед Небесным судом. Когда вся его жизнь и поступки были просмотрены и тщательно подсчитаны, оказалось, что заслуг и грехов у него ровно поровну.
«Вы можете выбрать, куда идти: в Рай или в Ад», — объявил свой вердикт Небесный суд. «Могу ли я вначале осмотреть оба места, прежде чем приму окончательное решение?» — спросил этот человек. «Да, это не запрещено», — ответили ему.
«Куда мы направимся сначала?» — спросили ангелы. «Позвольте мне в первую очередь увидеть Ад», — ответил он и был без промедления доставлен туда.
Увиденное им поразило нашего героя. Его привели в роскошный, хорошо освещенный банкетный зал. Нежная негромкая музыка, исполняемая группой музыкантов, придавала особенную атмосферу происходящему; официанты во фраках подавали восхитительные блюда многочисленным «гостям», сидящим за столами. Многие из собравшихся за этой трапезой были знакомы нашему герою по его родному городу, кого-то он видел впервые.
«И это Ад?» — с недоумением подумал он про себя. Но подойдя к одному из столов, чтобы поближе взглянуть на происходящее, он быстро понял, почему это место — чистилище. На красиво сервированных столах не было столового серебра. Вместо этого у каждого из сидевших за столом была вилка длиной в метр, привязанная к его левой руке, и нож такой же длины, привязанный к его правой руке. «Неудивительно, что это ад, ведь что толку от того, что столы ломятся от прекрасных яств, никто не может даже попробовать их…», — подумал он про себя.
«Могу ли я теперь увидеть Рай?» — спросил он сопровождающего его ангела. «Конечно!» — и через несколько секунд был перенесен туда и оказался в… идентичном банкетном зале с такими же музыкантами, официантами, празднично накрытыми столами и чудесными яствами, заполняющими зал восхитительными ароматами! Только вот гости на этот раз были другие. Здесь тоже было много знакомых лиц, были и те, с кем наш герой знаком не был.
Он подошел к столу, чтобы все хорошенько рассмотреть, и был ошеломлен, увидев, что и здесь на столах не было столового серебра, и, что здесь были такие же метровые столовые приборы, прикреплённые к рукам сидевших за столами.
«Чем же они заслужили такие страдания? Почему это место называется Раем?» — недоумевал наш невольный наблюдатель. Пока он внимательно следил за всем происходящим, прозвучал небесный голос и объявил: «Ешьте, о праведные, ешьте!»
Каждый из праведников, сидящих по одну сторону стола, не сговариваясь друг с другом, использовал свою метровую вилку и нож, чтобы подать пищу праведнику, сидящему по другую сторону стола.
«А! Теперь я понимаю!» — воскликнул гость.
«Могу ли я еще раз, совсем ненадолго посмотреть на Ад, прежде чем приму решение?» — спросил человек у ангела. А в это время в его голове уже сформировался план избавления страдающих в Аду от их ужасной участи.
«Конечно», — сказал ангел. Не успев и глазом моргнуть, они вернулись в Ад. Мужчина бросился к своему знакомому, который был известен всем в их городке, как заядлый бандит и мошенник, и прошептал ему на ухо: «Послушай! Почему бы тебе не подать еду человеку, сидящему напротив тебя, а он в ответ подаст еду тебе? И вы оба будете сыты и счастливы!»
«Ты что с ума сошёл? — закричал он, краснея от раздражения. — Подать еду ему? Ты знаешь, за что он здесь? Ты думаешь, я подал бы когда-нибудь этому заядлому преступнику даже черствую корочку хлеба?!..»
Семьдесят лиц Торы
У Ребе РАШАБа из Любавичей есть известное изречение касательно критики (см. «а-Йом Йом» за 12 Сивана): «Люби критику, потому что она поставит тебя на истинную высоту».
Все мы знаем, что у Торы есть «семьдесят лиц» — 70 законных толкований Торы. Есть также 70 незаконных способов ее толкования.
В Раю есть Небесная академия, и, вероятно, аналогичное учреждение есть на противоположной от Рая стороне. В этом высшем учебном заведении философы зла придумали альтернативную трактовку этого учения: «Люби критиковать других. Это позволит тебе достичь желаемых высот» в стремлении быть бесполезным и в то же самое время думать, что ты очень полезен.
Критика, в большинстве случаев, похожа на пустые калории. Представьте себе, что вы потребляете вместе с едой огромное количество калорий, чувствуя себя удовлетворенными на считанные мгновения, но на самом-то деле никакая энергия не входит в ваш организм, и вы остаетесь без энергии, как и прежде.
Мы не критикуем для того, чтобы унизить других, — мы хорошие и культурные люди. Когда мы критикуем нашу супругу или супруга, это даёт нам возможность почувствовать себя сопричастными и вовлечёнными в его жизнь; когда мы критикуем наших детей, это позволяет нам почувствовать, что мы причастны к процессу их воспитания и обучения; когда мы, сидя в синагоге, говорим о том, как окружающие все неправильно понимают, это заставляет нас почувствовать, что мы вовлечены в общественные вопросы и занимаем активную жизненную позицию...
Так давайте будем любить, когда кто-то критикуют нас, но не будем любить критиковать других!