Рассказывают, что когда Алтер Ребе вернулся домой после первого посещения Магида, его спросили домашние, что нового он узнал там. Алтер Ребе ответил, что теперь он знает о существовании Всевышнего. Его тесть засмеялся, позвал служанку и спросил, знает ли она о существовании Всевышнего. «Конечно, знаю», — ответила та. «Ты видишь?! — обратился он к зятю. – Даже эта простая необразованная женщина говорит то же самое!» «Она говорит, а я знаю», — ответил Алтер Ребе.
Можно сказать, что это также относится к вопросу «Что произошло 18 Элула?» Многие люди могут ответить, что они знают, что это день рождения двух великих светил, в лучшем случае, как об этом сказано в сборнике «Сегодня — день». Но давайте попытаемся понять, что на самом деле представляет собой день 18 Элула в седьмом поколении в связи с его главой — Любавичским Ребе ШЛИТА Королем Мошиахом.
Теперь уже не только «наши»
Слова «день рождения двух великих светил» повторяют многие хасиды ХАБАДа, но мало кто знает, что изначально в этой фразе было ещё одно слово. Ребе РАЯЦ сказал («Книга бесед» 5703, стр. 141), что 18 Элула — это «день рождения двух наших великих светил», а когда в 1983 году были изданы «Ликутей Сихот», то Ребе Король Мошиах «пропустил» там слово «наших».
Во время хасидского застолья в субботу 18 Элула того же года Ребе затронул эту тему:
Ребе РАЯЦ сказал о 18 Элула, что это «день рождения двух наших великих светил». И тогда немного странно, почему изменили эти слова и написали (в «Ликутей Сихот»), что это «день рождения двух великих светил», а не «двух наших великих светил», как сказал учитель, ведь человек должен использовать в своей речи слова своего учителя?
Ребе также выразил удивление, что никто не указал ему на пропущенное слово, а затем объяснил это сам:
Когда Ребе РАЯЦ впервые раскрыл идею 18 Элула, то так как до этого об этом практически никто не знал и данная информация передавалась тайно — нужно было обязательно сказать: «Сегодня день рождения двух наших великих светил». Тогда это относилось только к тем людям, кто был из «наших». Но после того, как прошло почти 50 лет, в течение которых эта информация стала известна многим, уже нельзя сказать, что это «наши великие светила», так как это относится ко всему еврейскому народу, без всяких ограничений.
Ребе привел в доказательство примеры с праотцом Авраамом и Моше-рабейну, которые также использовали внутренние идеи для широкого круга людей (см. «Итваадует» том 4, стр. 1987).
Ребе раскрывает, как Ребе РАШАБ посетил Рай
Во время хасидского застолья в Шмини-Ацерет 5697 г. Ребе РАЯЦ впервые раскрыл потрясающее событие, которое произошло в Раю в субботу гл. «Таво», 18 Элула 5652 года о семи учениях, которые произнес в Раю Баал-Шем-Тов в присутствии Ребе РАШАБа, который поднялся в Рай при жизни в этом мире!
В сборнике «Сегодня — день» за 18 Элула Ребе приводит только два учения из них, но при этом он намеренно пропустил две важные подробности: 1) что это было сказано в Раю и 2) что Ребе РАШАБ присутствовал при этом, будучи душа в теле.
Через несколько лет после этого, во время хасидского застолья в субботу гл. «Таво» 18 Элула 1987 года, в разгаре «дела книг», Ребе объяснил смысл этого события и его указание для нас:
Нужно сказать, что в связи с увеличением тьмы изгнания есть необходимость добавить больше света, наподобие раскрытия хасидизма в последних поколениях. Как приводится пример с драгоценным камнем в короне, который нужно было растолочь и дать больному принцу. Это касается и данного случая, когда добавляется раскрытие учений Баал-Шем-Това, произнесенных им в Раю, причем чудесным образом, когда Ребе РАШАБ поднялся в Рай услышать это учение, чтобы впоследствии раскрыть его для всех.
Можно сказать, что во время составления сборника «Сегодня — день» в 1943 г. мир ещё не был готов для этого раскрытия. И также раньше, когда Ребе РАЯЦ впервые упомянул об этом в 1937 г., данная история не была опубликована. Только через какое-то время, когда тьма в мире увеличилась, появилась необходимость раскрыть это.
Основание йешивы «Томхей Тмимим» 15–18 Элула — в заслугу главы седьмого поколения
В четвертый день недели, 18 Элула 1897 г. в два часа дня в честь свадьбы Ребе РАЯЦа состоялось праздничная трапеза, во время которой Ребе РАШАБ передал ему особую миссию от имени предыдущих глав ХАБАДа. Так описывает это Ребе РАЯЦ («Книга бесед» 5701 г., стр. 105):
В два часа дня началась трапеза... мой отец был очень радостный и сказал: «Сегодня 18 Элула, знаменательный день, в который родились Алтер Ребе и учитель наш, Баал-Шем-Тов. И в этот святой день я основываю йешиву по приказу — благословению отцов наших, наших святых Ребе, — йешиву, которая даст учеников, обладающих самопожертвованием во имя Торы и Служения путями хасидизма ХАБАД...»
Ребе РАШАБ произнес трактат по хасидизму, а затем сказал с радостью на лице, что в этой йешиве он будет зажигать свет учения Баал-Шем-Това и глав ХАБАДа для исполнения обещания о распространении источников хасидизма наружу для ускорения прихода Мошиаха (см. «Книгу бесед» 5702 г., стр. 133).
В выступлении в субботу гл. «Вайера», 20 Мар-Хешвана 1980 г., Ребе ШЛИТА Король Мошиах раскрыл причину основания йешивы именно в 5657 году, а не раньше, так как это было связано с тем, о чем сказано (Мишлей 17:6): «Венец стариков — сыновья сыновей»:
Основание йешивы произошло во время свадьбы его сына, Ребе РАЯЦа, что способствовало возможности осуществления сказанного о «сыновьях сыновей» — а это повлекло за собой у Ребе РАШАБа «венец стариков». Поэтому он основал йешиву «Томхей Тмимим», идея которой состоит в становлении учеников (сыновей), которые будут освещать все (сыновьев сыновей).
В «Ликутей Сихот» (том 4, стр. 1137) объясняется об Алтер Ребе, который считал себя внуком Баал-Шем-Това, с помощью чего он получил от сущности Баал-Шем-Това и восполнил идею Баал-Шем-Това, как сказано «Венец стариков — сыновья сыновей», а также привел его учение к совершенству.
Можно сказать, что этими словами Ребе ШЛИТА Король Мошиах постановил по отношению к самому себе, что он восполнил идею Ребе РАШАБа! И в его заслугу — «сынов сыновей» Ребе РАШАБа — была открыта йешива «Томхей Тмимим».
И действительно, во время свадьбы Ребе в 1929 году, Ребе РАЯЦ подошел к ученикам йешивы, которые стояли к углу зала, и дал указание принести им «лехаим», а также выступил перед ними о цели учеников йешивы. Нужно отметить, что Ребе РАЯЦ не вел себя так во время свадеб двух других дочерей.
Первое общее письмо
18 Элула это также дата, которая указана на первом общем письме Ребе в 1950 г. Также и здесь, в отличие от Ребе РАЯЦа, который отправлял общие письма в хасидские общины, Ребе с самого начала обращается ко «всем нашим братьям и сестрами, евреям и еврейкам, во всех местах».
Вот избранные цитаты из этого письма:
Перед началом нового года, приближающегося к нам и всем евреям и еврейкам на благо и благословение, каждый из нас пробуждается и совершает отчет по поводу всего, что случилось с ним за прошедший год — то, что он сделал сам и то, что происходило с ним, решает улучшать свои пути и направляет свои молитвы к Отцу в небесах. Так и все будут записаны и подписаны со всеми своими делами на хороший и сладкий год в материальном и духовном смысле. И Отец наш, Отец милосердный, запишет и скрепит печатью каждого из нас в народе Израиля на хороший и сладкий год и дарует видимое и открытое благо в материальности и в духовности. И принесёт нам в скорости в наши дни, истинное и полное избавление нашим праведным Мошиахом.
Ребе основывает «Фонд Шнеура»
24 Тевета 1963 года исполнилось 150 лет после кончины Алтер Ребе. За три месяца до этого, 18 Элула, Ребе выступил с предложением использовать дни между этими датами для добавления в Торе и благотворительности, связывая это особо с Алтер Ребе. Ребе также подчеркнул, что это относится ко всем евреям, так как все они имеют отношение к Алтер Ребе, который сказал, что хасидизм принадлежит не только отдельной группе, а всему еврейскому народу.
Относительно добавления в Торе, Ребе предложил разделить книгу «Тания» и «Шулхан Арух» Алтер Ребе на ежедневные уроки, чтобы успеть закончить их до 24 Тевета. Ребе подчеркнул, что это должно быть дополнением к обычным урокам ХИТАС. А для учеников йешивы, которые находятся на уровне «отличенных», должна быть отдельная программа для этой учебы.
Тогда же Ребе основал фонд для поддержания учреждений, в которых изучают труды Алтер Ребе и ведут себя по его указаниям.
Танкисты
Через 12 лет, 18 Элула 1974 г., в ХАБАДе появился новый термин, связанный с благотворительностью: раздача денег, полученных от Ребе, танкистами. В конце хасидского застолья Ребе обсудил различные уровни в благотворительности и сказал: «Я прошу каждого принять доллар для оказания помощи нуждающимся на следующей день или при другой возможности... И важно, чтобы это было сделано именно рукой, поэтому пусть... танкисты получат от меня доллары и раздадут их, чтобы каждый получил по одному доллару».
Кампания любовь к ближнему еврею
Кампания любви к ближнему еврею появилась также 18 Элула в 1976 году. Во время хасидского застолья Ребе начал говорить о необходимости добавить кампанию по увеличении любви к ближнему к уже имеющимся. Ребе добавил, что это одна из основных заповедей, как пишет об этом Алтер Ребе в 32-й главе книги «Тания»: «В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий». И с помощью этого высказывания каждому еврею были даны силы для того, чтобы выучить всю Тору.
После этого Ребе выпустил специальную брошюру под названием «Любовь к ближнему», в которой были собраны цитаты из высказываний глав ХАБАДа на эту тему. Мало кто знает, что подборкой и редактированием этой брошюры занимался сам Ребе Король Мошиах, который также добавил примечания и источники.
Сердечное и душевное предложение
18 Элула 1985 г. во время хасидского застолья Ребе напомнил о важной вещи, на которую мало кто обращал внимание:
Принято у евреев издавна, что когда нужно отменить направленный против них указ и т.д. или избавиться от какой-нибудь напасти — просят читать Псалмы. И стоит напомнить, что кроме чтения Псалмов, есть особенная сила в том, чтобы дать деньги на помощь нуждающимся, так как причина всякой напасти заключается в том, что «из-за грехов наших [мы были изгнаны с нашей земли]», а помощь нуждающимся отменяет «наши грехи», как сказано (Даниэль 4:24): «Искупи грехи свои милосердием, а прегрешения — благодеяниями для бедных». Поэтому следует при чтении Псалмов для отмены чего-нибудь нежелательного или даже при обычном чтении Псалмов [в соответствии с указанием главы поколения читать каждый день Псалмы по дням месяца] давать деньги на помощь нуждающимся (разумеется, когда это разрешено).
После этого Ребе объяснил, что раньше этого не делали: о чтении Псалмов напоминали в субботу, когда нельзя иметь дело с деньгами, и также это могло ввести в смущение бедных людей, у которых не было денег на это. Но в наше время, когда Всевышний благословил евреев достатком, это ограничение не действует.
В заключение Ребе сказал, что благотворительность приближает Освобождение.