Ребе МААРАШ сказал: «Обычно в мире говорят: если не можешь преодолеть преграду снизу, попытайся перелезть через нее сверху. А я говорю: изначально преодолевайте преграду сверху».
Выражение «изначально — сверху» (в оригинале на идиш: «лехатхила арибер») известно сегодня каждому хасиду, как высказывание Ребе МААРАШа, но мало кто знает, что оно упоминается только один раз в письме Ребе РАЯЦа, а мы узнали о нем от Ребе Короля Мошиаха.
13 Тишрея 5749 г. Ребе сказал: «Это выражение использовал Ребе МААРАШ, но оно не получило широкого распространения при его жизни, ни при жизни его сына (Ребе РАШАБа), ни в начале правления моего уважаемого тестя и учителя (Ребе РАЯЦа)... Пока не пришло время и Ребе РАЯЦ опубликовал это выражение, сделав его достоянием многих людей».
Когда Ребе рассказывает о Ребе МААРАШе, то он постоянно использует это его выражение «изначально — сверху». Вплоть до того, что Ребе РАШАБ упоминает его как «отца», Ребе РАЯЦ — как «дедушку», а Ребе — как автора высказывание «изначально — сверху».
На одном из хасидских застолий р. Авраам Майор кричал: «Ребе — это Ребе МААРАШ!» Тогда пели нигун «Лехатхила арибер» и он сказал: «Почему мы поем этот нигун? Разве мы знаем Ребе МААРАШа? Нет! Мы поем его, так как это нигун Ребе ШЛИТА! У Ребе есть такой же порядок служения, как у Ребе МААРАШа — изначально сверху. Поэтому мы видим, что Ребе так горячо относится к Ребе МААРАШу».
Надо было обладать большим авторитетом, чтобы сказать такое, но сама идея ясна. Поведение «изначально сверху» это поведение самого Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха.
Среди многих объяснений этого выражения есть несколько бесед, в которых Ребе затрагивает именно его первую часть.
На первый взгляд, зачем нужно такое длинное вступление, что в мире говорят: если не можешь преодолеть преграду снизу, попытайся перелезть через нее сверху? Почему бы сразу не сказать мнение Ребе МААРАШа, что нужно сразу преодолевать преграды сверху? Ведь с помощью этого выражения Ребе МААРАШ хочет научить нас не обращать внимания на ограничения в мире и подниматься над ними. Почему неотделимой частью этого урока явления подчеркивание противоположной стороны — что говорят в мире?
В одном из объяснений Ребе говорит, что Ребе МААРАШ не имел в виду мнение противоположное святости, так как он не видел необходимости отрицать очевидное. Так что же это за «мир», который полагает, что путь преодоления преграды начинается снизу? По мнению Ребе, это мир истины, мир Торы и даже мир хасидизма!
Этот мир требует упорядоченного, нормального поведения. Это мир говорит еврею, что есть последовательный порядок. При этом нельзя сразу перепрыгнуть на следующий уровень — тьму нужно разгонять постепенно. Этот мир является первичным для религиозного еврея. Подобное поведение является нормой и порядком, а не обманом.
В Любавичах когда-то было принято ходить с кистями цицит, скрытыми под одеждой. Кто ты такой, чтобы показывать всем свое тщательное исполнение заповеди? Также и в отношении омовения рук — не каждый мог делать это три раза.
Есть последовательный порядок — снизу вверх. И вот такое поведение Ребе отрицает!
Сейчас мы вспомним о том самом письме, в котором Ребе РАЯЦ единственный раз упомянул о высказывании Ребе МААРАШа. Это письмо было написано сразу после отъезда Ребе из России. В нем Ребе описывает исторические события с того момента, как власть в стране захватили злодеи, когда «не проходила неделя, во время которой я трудился над Торой и боролся тайно и открыто с преследователями религии — известными как евсекция». Это было тяжелое время...
В начале 1923 года Ребе поехал в Москву для укрепления еврейства и там он увидел, что его ближайшие помощники охладели, говоря при этом: «Что тут можно поделать?» Ребе писал, что когда он вспоминает о тех днях, то не может удержаться от слез... И тогда Ребе РАЯЦ вспомнил высказывание, которое он слышал от своего отца от имени дедушки о том, что «в мире говорят...» и «...а я говорю, что надо идти изначально сверху». Эти слова стали для Ребе основой и он заставил замолчать всех тех, кто пытался охладить его.
Судите сами. Речь идёт об очень сложном, тяжелом и опасном времени. Хасидов, распространяющих еврейство, арестовывают и они бесследно исчезают. Большинство из них даже не были похоронены по-еврейски. Те, кто давал тогда советы Ребе, говорили правильные, очевидные и истинные вещи. Можно сказать, что это было по Торе и по еврейскому закону. Это был нормальный подход.
Но Ребе РАЯЦ не обращает внимания на эти холодные и обдуманные слова, которые «говорят в мире». «А я считаю, что нужно идти изначально сверху», — говорит он...
Есть письмо Ребе («Игрот Кодеш» том 4, стр. 44), в котором можно увидеть хороший пример вышесказанному. Ребе писал одному старому хасиду, который выдавал замуж дочь за ученика йешивы, серьезного молодого хасида. Когда же отец услышал, что дочь с мужем собираются уехать в посланничество, он сразу пожаловался Ребе, так как хотел, чтобы они остались жить в религиозной среде. Он также упомянул о своем разговоре с Ребе РАЯЦем, который сказал ему, что необязательно искать жениха среди учеников йешивы «Томхей Тмимим», на что он ответил, что такая мысль «делает нашу жизнь невыносимой».
Вообще, требования этого хасида вполне справедливы. Речь идёт о человеке, который учился в Любавичах, испытал в жизни много горя, но остался твёрдо стоять перед всеми испытаниями, который берет женихом для своей дочери именно хасида. Он только хочет, чтобы его зять изучал Тору в хасидской общине. Эта просьба исходит только со стороны святости.
Ответ Ребе очень длинный и подробный — в нем десять пунктов. Видно, как Ребе борется с подобными предположениями, о которых «говорят в мире». Ребе цитирует в своем ответе отрывки из письма этого хасида, который искал себе достойного зятя, и опровергает его первоначальные предположения: «Благословение Ребе РАЯЦа позволило найти ученика йешивы в качестве жениха для Вашей дочери, а теперь Вы стараетесь, чтобы он оторвал себя от работы Ребе РАЯЦа?..» После этого Ребе обещает: «Вы хотите, чтобы они обосновались в Бруклине и в Нью-Йорке? Но если... они отправятся в одно из этих мест, есть надежда, что благословение Ребе РАЯЦа будет сопровождать их на всем жизненном пути».
Говоря по правде, нормальный порядок в мире был таким, что следует принимать во внимание реальные факты и имеющуюся ситуацию, оценить возможности молодого человека и желание родителей. С одной стороны — трудности в посланничестве, а с другой — преимущества нахождения в хасидской среде.
«А я считаю, что нужно идти изначально сверху», — говорит Ребе...
Один из первых посланников пожаловался Ребе на свое состояние. Он написал, что ему тяжело, что он ничего из себя не представляет, чтобы заниматься этой работой. Он пал духом и считает, что Ребе слишком сильно полагается на него, хотя он-то знает, что не обладает нужными качествами для посланника...
А что Ребе? Он не обращает на это внимание! Ведь «если Ребе РАЯЦ послал вас, то очевидно, что все будет хорошо». И Ребе даёт ему благословение на продолжение работы.
Это похоже на хасидское объяснение слов Торы («Бамидбар» 23:21): «Не усмотрел кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле» — именно не увидел, хотя кривда есть и нечестие есть, но Всевышний не смотрит на них.
Весь настоящий мир утверждает, что сначала нужно укрепиться самому, а затем уже укреплять других, но Ребе отвечает: «А я говорю...»
В книге «Тана де-вей Элияу» приводится рассказ о том, как один человек задавал пророку Элияу разные вопросы. Один из вопросов звучал так: «Известно, что две вещи предшествовали миру — евреи и Тора. Но я не знаю, кто из них был раньше?» Пророк попросил этого человека высказать свое мнение и тот ответил, что прежде всего была Тора.
Изучающий Тору человек вообще не поймет, в чем здесь затруднение. Ведь тому, кто ест в Йом-Кипур полагается в наказание отсечение души, а нарушившего субботу побивают камнями... Очевидно, что Тора находится над евреем — Тора была раньше.
Каков же был ответ Элияу? А он просто ушел. Он не стал вступать в спор, он не стал отвечать на это заявление, которое «говорят в мире». Пророк продолжил свой путь.
Только после этого приводится его мнение: «А я считаю, что сначала были евреи...»
Это очень напоминает выступление Ребе летом 1985 г. во время «дела книг», когда Ребе возвысил голос на того, кто выступал против главы поколения: «Попробуйте поговорить с таким человеком, который утверждает, что Ребе уже как 35 лет находится в ином мире!» Ребе сказал, что нечего с ним говорить, так как у нас нет с ним общего языка!
На первый взгляд, почему нельзя поговорить с ним? Ведь он ведёт истинные речи и говорит в соответствии с еврейским законом. Нужно принимать во внимание реальность. Но Ребе считает, что в данном случае мы не должны считаться с тем, что «говорит мир» — нужно идти изначально сверху!
Во время хасидского застолья вечером в Симхат-Тора 5747 г. Ребе объяснил поведение пророка Элияу, что в этом заключается суть поведения главы поколения — подчеркивать сущностное достоинство евреев.
Иногда мы можем услышать жалобы на людей, которые рассказывают всем о том, что Ребе это Мошиах, дескать они ещё сами не готовы — как вы можете это делать, если не помолились утром как следует, если не учились со всем прилежанием и т.д. Есть порядок в мире: сначала нужно быть человеком, учиться и молиться, жить, понимать и чувствовать...
«А я говорю: с самого начала преодолевайте преграду сверху!»