Известный мудрец рабби Акива сказал: «Точно так же, как дом свидетельствует о строителе, одежда — о ткаче, дверь — о столяре, весь мир свидетельствует, что Всевышний его создал» (Мидраш Тмура, конец 3-й главы).
И природа, по сути своей, — это воплощение Божьей воли. Ее проявления разнообразны, великолепие и разнообразие мира природы поражает наше воображение. Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их. И во всем этом мы видим подтверждение величия и великодушия Творца.
Совокупность живых существ, населяющих Землю, составляет ее органический мир. Одной из двух главных групп этого мира является группа животных. На высших ступенях различия между животными и растениями весьма существенны и резки. Наиболее заметны отличия в отношении способности их к передвижению и реагированию на внешние явления; но, наблюдая низшие животные и растения, мы не находим ни одного признака, который резко отделял бы мир животный от растительного мира; переход от простейших животных к низшим растениям совершенно незаметен.
Но мир, созданный Б-гом, не может не поражать нас своими неожиданностями, тайнами и чудесами. Давайте, обратим внимание на представителя семейства стебельчатобрюхих насекомых отряда перепончатокрылых — такими сложными словами называется простой муравей. Это самое эволюционно продвинутое семейство насекомых с точки зрения поведения, экологии и физиологии. Их колонии представляют собой сложные социальные образования с разделением труда и системами коммуникации, позволяющими особям координировать свои действия при выполнении задач, которые не по силам одному индивиду. Кроме того, многие виды муравьев поддерживают высокоразвитые симбиотические отношения с другими насекомыми и растениями.
Как сообщает газета Telegraph, ученые из университета Бристоля обнаружили у муравьев способность к обучению себе подобных. Таким образом, это насекомое оказалось единственным живым существом, кроме человека, которое передает знания, ориентируясь на реакцию ученика, утверждают исследователи. Даже высшие приматы не способны на это.
В ходе экспериментов бристольские ученые заметили, что муравьи объясняют друг другу местоположение пищи с помощью бега в тандеме. Лидер, знающий, где находится сахар (им всегда является самка), находит потенциального «ученика», который готов следовать за ним. После этого «ученик» становится сзади учителя, и они начинают движение в сторону корма. Причем обучаемый муравей постоянно дотрагивается до задних лапок или брюшка «учителя», чтобы подтвердить, что все в порядке, и он может продвигаться следом. Если задний муравей замедляет ход, передний также сбавляет скорость. При этом сам по себе «учитель» достиг бы корма в четыре раза быстрее. Получив «урок», «ученики» зачастую сами становятся «учителями», таким образом, информация о положении корма распространяется по всей колонии.
Профессор Томас Ричардсон, руководящий исследованием, утверждает, что этот способ поведения отвечает формальному определению процесса обучения. Индивидуум считается учителем, когда он модифицирует свое поведение в присутствии неискушенного наблюдателя так, чтобы его ученик мог быстрее усвоить урок, при этом подобное поведение не выгодно самому учителю.
Кроме того, наблюдая за жизнью рыжих лесных муравьев Myrmica rubra на полигоне, биологи обнаружили, что муравьи, принадлежащие к одной колонии, свободно перемещаются из гнезда в гнездо, в то время как «чужие» муравьи, пробегая мимо постороннего гнезда, ведут себя очень осторожно. Муравьи из разных гнезд, входящих в одну колонию, столовались на одних и тех же кормушках, и между ними не было никакой конкуренции. Как ни удивительно, но, оказывается, что у таких крошечных существ, относящихся всего-навсего к семейству насекомых, существуют представления о «своем» и «чужом»…
Сказали мудрецы: «Если бы Всевышней не дал Тору, не дай Б-г, мы бы... узнали о том, что нельзя воровать, от муравья».