Гигантская мурена и морской окунь обычно охотятся поодиночке. Причем мурена предпочитает делать это темными ночами, а окунь — днем. Однако недавно ученые выяснили, что в Красном море мурены могут в некоторых случаях охотиться в светлое время суток и удивительным образом сотрудничать при этом с окунями.
Надо сказать, что гигантской эта мурена зовется заслуженно: взрослая особь достигает трех метров! Во время охоты она обычно прячется в коралловых рифах и нападает ночью «из-за угла». Это означает, что потенциальной добыче, чтобы избежать встречи с коварным хищником, следует уплывать в открытое море.
В свою очередь, морской окунь — большая хищная рыба, желанной добычей которой является мелкая рыбешка. Окунь напротив, охотится днем в открытой воде, и лучший способ «убежать» него — скрыться в коралловых рифах, в вотчине мурены.
Швейцарский биолог Редуан Бшари и его коллеги из университета Невшателя заметили «кооперативную охоту» фактически случайно, наблюдая за окунями. «Когда я впервые увидел, как окунь тряхнул головой перед мордой мурены, то подумал, что два хищника собрались подраться друг с другом, — вспоминает профессор Бшари. — Поэтому я был очень удивлен, когда они уплыли вместе, держась рядом, будто хорошие друзья на прогулке».
Дальнейшие исследования показали, что окуни часто посещают гигантских мурен в их коралловых убежищах, трясут головами примерно в 2,5 см от них, делая 3-6 горизонтальных колебаний в секунду и, тем самым, приглашая на совместную охоту.
Если гигантская рыба соглашается на «кооперацию», она просто выбирается из своей норы (никаких других сигналов мурены ученые не заметили), а окунь «подводит» ее к щели, где спряталась добыча, и тем же встряхиванием головы указывает на потайное место.
Любопытно, что в таких случаях гигантская мурена не всегда сама съедает рыбу, которую поймала с помощью окуня: время от времени она отдает ее своему «товарищу». К сожалению, поделить «приз» поровну охотники не могут, так как глотают жертву целиком.
В целом эффективность охоты окуня при наличии гигантского партнера возрастает впятеро, а у мурены — намного выше.
Поразительно? Да, не спорим, это действительно очень интересное сотрудничество, возникшее без какого-либо принуждения, само по себе. Два хищника вместо того, чтобы сводить счеты, драться за добычу, очень мудро используют способности друг друга для достижения общей цели.
Все происходящее в мире имеет свою цель, все живое движется в направлении ее достижения. А что же человек? Что можно сказать о его основной цели в жизни? На эту тему ведутся дискуссии, пишутся монографии, каждый человек пытается понять смысл свой жизни, узнать цель, для достижения которой он пришел в этот мир.
В связи с этим нельзя не коснуться двух субстанций, совершенно различных и совершенно неотделимых друг от друга. Душа и тело. Как две разные по поведению рыбы объединяются для совместной охоты, так и разные структуры (душа — духовность, и тело — материя), объединяются в человеке для выполнения его задачи в этом мире. Сознание, одухотворяющее тело, исходит именно из души. Поступки человека высокой духовной культуры определяет его душа: она ведет его на подвиги, помогает справляться с тяжелыми недугами, она придает телу силы, и оно становится способным выполнить любые задачи.
Но не нужно забывать о том, что речь идет о сотрудничестве души и тела, о союзе их. Нельзя заботиться только о душе, забывая о теле, и, наоборот, думать только о телесном комфорте, забывая о духовном. По словам Рамбама, «забота о здоровье и целостности тела — неотъемлемая часть нашего служения Б-гу». Также сказано: «И малое несовершенство телесное приводит к большому духовному несовершенству». Когда человек здоров, он может сделать намного больше, — о чем бы ни шла речь, а особенно в том, что касается любви к Б-гу, любви к Торе и любви к ближнему.
Сейчас, во времена Мошиаха тело становится духовной поддержкой душе. И в свете этого хасидизм учит нас, что в последние дни рассеяния многое может быть исполнено нами именно с помощью тела — не на путях умерщвления плоти, а через его «высветление», основанное на принципе «прийти ему на помощь». Во времена, когда шаги приближающегося Мошиаха звучат уже совсем близко, первейшее в нашем служении Б-гу — милосердие и добрые дела. Мы должны делать все возможное, чтобы иметь силы, ведь совершить мы должны как можно больше.