Мы все, в детстве, читали сказки. Мистические истории про волшебников. Все они, почему-то, имели некий посох или что-то в этом роде, с помощью которого они «творили» чудеса… Сочинители этих историй откуда-то же взяли эту идею…
А теперь серьёзно. Тайна посоха объясняется в каббале и хасидизме таким образом. В момент рассечения Тростникового моря, по которому весь еврейский народ прошел посуху, произошло великое раскрытие Сути Творца в материальном мире. Что и было причиной этого чуда.
Но перед этим Всевышний обратился у Моше: «А ты, вознеси свой посох и склони (направь) руку свою (держащую посох) к морю и рассекутся воды…» И как только Моше простер руку с посохом над морскими водами — они расступились, воды замерли как стены, изменив свою природу…
Мир — изменился! В нем раскрылся его Создатель! И этот посох постоянно находился в руках Моше. «Посох» на святом языке — «матэ». Слово «матэ» имеет два значения: «склонение» и «низ» (вниз).
Небольшое отступление. Колена(семьи) сынов Израиля называются то.же словом «матэ» (см. гл. «Матот»). Но параллельно они называются «шевет», «шватим». «Йерусалим отстроенный, подобен городу, слитому воедино, куда восходили колена (здесь — „шватим“), колена Г-сподни… чтобы благодарить Имя Г-сподне…» (Псалмы 122:4).
Почему словами «матэ» и «шевет» называются колена народа Израиля?
Оба эти слова, в их корневом значении, относятся к ветвям дерева. Только словом «шевет» называется ветвь, побег дерева, который тянется вверх. Словом «матэ» называется засохший сук, который, обычно, направлен вниз, к земле. (Как сказано выше, слово «матэ» имеет значение «низ»).
Но все ветви дерева связаны с его стволом и корнем, являются его органической частью. «Дерево» — «Древо Жизни» — это Всевышний. Еврейский народ — отростки этого дерева — сыновья Творца, связанные со своим Отцом.
«Шевет» — ветвь устремленная вверх, указывает на заложенное в душе каждого еврея стремление соединиться со своим Источником.
«Матэ» — ветвь, направленная вниз, выражает идею привести Свет Творца вниз и раскрыть его в материальном мире. Но чтобы привести его вниз, нужно сначала подняться в самый верх.
Вернёмся к посоху.
Посох представляет собой сухой сук дерева. Но духовный смысл, в нем заключенный — это сила и возможность привести самый «высокий» Свет Творца в самый низ. Эта сила дана каждой еврейской душе. И в этом ее главная работа: исполняя заповеди, изучая Тору, а также искренней молитвой раскрыть в нашем мире его Создателя увидеть во всем только Его Желание, единое с Ним.
Но главный, кому дана эта сила в полной мере и от кого каждый еврей ее получает — это Моше, душа, проистекающая из самого высокого уровня. Поэтому сказано «и посох („матэ“) Б-жественный в его руках». Именно в руки Моше передан «посох-рычаг» управления творением.
Эта сила — склонить Б-жественность вниз («матэ Элоким») — дана главе еврейского народа, Ребе. Сила изменить мир! Эта особая душа является постоянным «каналом» связи Творца и творения.
Всевышний решил, чтобы Моше направлял «поток» Б-жественного Света вниз. По Его указанию. Но чтобы привести в мир самый высокий Свет, Моше самому необходимо подняться до самого «верха» — вознести свою душу до самой Сути Творца, до ее первоисточника.
Поэтому Всевышний сначала велит Моше: «…Вознеси свой посох…» — вознеси свою душу, главная миссия которой приводить и раскрывать Б-жественность в мире — ко Мне! И тогда ты сможешь раскрыть самый великий Свет внизу: «… И склони руку свою (держащую посох) к морю…»
И происходит великое чудо: «Обратил море — в сушу…». «Море», великие духовные миры, которые называются в каббале «миры скрытые», и «суша», наш материальный мир — соединились и уравнялись. Б-г — все и везде! Воочию.
Написано в «Зоар» про Моше-рабейну: «Как тогда стоял и служил, так и сейчас (во все времена) стоит и служит». Душа Моше пребывает в каждом праведнике, главе поколения. И в руках его тот же «посох-рычаг», сила Творца, который управляет миром. В руках Мошиаха.
Мир нуждается в переменах. Он трещит по швам… Он переполнен злом и страданием, от которых никто не может скрыться… Но ведь написано в Торе: «Поставил предел тьме…»
Мы только просим Всевышнего, чье милосердие безгранично, повелеть Мошиаху склонить «посох» над миром, рассечь все скрывающие Святость «оболочки». Нажать на «рычаг»: «включить» Свет и помочь нам изгнать «тьму» из наших душ и из мира.