Нет ничего сильнее, чем привычка, и ничто так не хочется изменить, как привычки. Старая поговорка гласит: «Привычка — вторая натура», то есть наш характер в основном состоит из наших привычек. В философии это выражение означает, что от привычного так же трудно отказаться, как и изменить характер, что ряд устойчивых привычек формирует отчасти и характер человека.
В «Книге хасидских трактатов» (том 2, стр. 80) Ребе Король Мошиах приводит выражение «Привычка становится второй натурой» и отмечает в сносках её источники.
1. Об этом сказано в книге «Швилей Эмуна» («Тропы веры») путь 54, врата 2. Эта книга была написана в 1360 г. испанским раввином Меиром ибн Ицхак аль-Даби и опубликован Рива ди-Тренто в 1518 г. Автор труда пытался объединить естественные науки и религиозную традицию иудаизма.
2. Об этом пишет рабби Менахем-Азария из Фано (1548—1620) — один из величайших итальянских каббалистов, а также выдающийся авторитет в области законодательства — в своих респонсах (п. 36).
3. Это выражение неоднократно упоминает и Алтер Ребе в книге «Тания». Например, в конце гл. 14 он пишет: «И кроме того, привычка властвует над всем и становится второй натурой. Приучив себя питать отвращение ко злу, человек может и в самом деле начать его испытывать немного». В гл. 15: «Точно так же и тому, кто не усерден в изучении Торы по своей природе, но оттого, что он приучил себя заниматься с величайшим усердием и это вошло в привычку и стало его второй натурой, достаточно этой скрытой любви…». В гл. 44: «И если человек будет постоянно к этому себя приучать, привычка станет его натурой».
Чтобы понять, каким образом можно приобрести хорошие привычки, способные изменить натуру человека, я рекомендую изучить приведенные выше три главы из книги «Тания».