Несколько дней назад вся страна всколыхнулась от нашествия акул на побережье, где находятся пляжи, купаются люди, играются дети. Неудивительно, что из-за обилия новостей на эту тему (сама не читаю, но добрые люди не дают выпасть из контекста), мне приснился сон о ней. Во сне я, несмотря на закрытые пляжи и многократные предупреждения об опасности, вхожу в морскую воду и наблюдаю, как из ее глубин всплывает симпатичная акула и бодро направляется в мою сторону. Убедившись, что новости не врут, я с не меньшей бодростью выбегаю на берег и продолжаю наблюдать за общительной хищницей уже с безопасной территории.
Хасидизм рекомендует извлекать уроки в служении Творцу из всего увиденного, услышанного и пережитого. Поэтому, я задала себе вопрос: о чем это для меня? Акулы приплыли к тем местам, где был выброс горячей воды — для них это комфортная среда. «Акулы» нашего подсознания всплывают на поверхность тоже только тогда, когда есть «горячая вода» — готовность сознания встретиться с ними без риска и опасности не справиться. При этом, важно соблюдать осторожность и не погружаться слишком глубоко, «не зная броду» и теряя связь с реальностью.
История с акулами и связанный с ней сон напомнили мне фрагмент из книги «Сегодня — день» за 26 Элула: «Чтобы сделать мясо пригодным для употребления в пищу, из него нужно удалить запрещенную кровь. При этом оно должно пройти через следующие процедуры: замачивание, высаливание, промывание. Эти понятия находят отражение в служении Всевышнему: замачивание — погружение в слова учителя (Ребе); высаливание — личная встреча с Ребе; промывание — нигун (хасидский напев)».
Погружение в слова Ребе и изучение их создают в душе ту самую безопасную среду, делающую возможным готовность к встрече с самим собой. Потому что, учение Ребе — ресурс, дающий инструменты справляться со злым началом. Имея этот ресурс, человек открывается новому знанию. Это похоже на то, как мясо, погруженное в воду на долгое время, становится открытым для проникновения в него соли.
Встреча с Ребе открывает человеку истину о себе самом, это момент диалога с «акулами», плавающими в глубинах подсознания. Потому что, Ребе — это «общая душа», он знает и чувствует происходящее с каждым из нас и направляет на пути к себе-настоящим там, где мы сами не видим ни этого пути, ни себя в полном объеме. Соль вытягивает из мяса запрещённую в пищу кровь. Встреча с Ребе «вытягивает» лишнюю жизненность из «акул», превращая их из пугающей неизвестной силы в осознаваемый объект исследования.
Нигун завершает этот процесс. После того, как соль вытащила из мяса кровь, его нужно ополоснуть и промыть, чтобы смесь из соли с кровью не попала обратно через размягченные и расширенные вымачиванием клетки ткани. Нигун, согласно приведенной выше цитате, выполняет аналогичную функцию. Удерживает «акул» на поверхности воды, в зоне безопасного наблюдения, не даёт однажды осознанному снова провалиться в неосознаваемое.
Почему именно нигун? Что именно делает его пригодным для такой задачи?
Алтер Ребе называет нигуним «пером души», то есть, «фиксатором» процессов, происходящих в душе на всех ее уровнях. Душевные процессы — текучие и неуловимые, поэтому, большинство «кадров» проходит помимо сознания. То, что зафиксировано, легко изучать, наблюдать, исследовать, проживать заново в безопасных обстоятельствах. Если продолжить метафору с акулами, то это все равно, что наблюдать за ними на канале «Дискавери» (что, согласитесь, гораздо спокойнее, чем нырять рядом с ними на одном квадратном метре морского дна).
Изучая нигуним — изучаем себя. Пусть этот процесс будет безопасным и радостным для каждого из нас!