Житейская мудрость отцов-командиров

26.05.2007 3182 (1)
Житейская мудрость отцов-командиров
Житейская мудрость отцов-командиров

Богатый помещик, объезжая как-то свои владения, увидел крестьянина, укладывающего в стог скошенную траву. Помещик залюбовался красотой и точностью его движений, плавными взмахами вил. И настолько ему это зрелище понравилось, что он предложил крестьянину ежедневно приходить к нему в усадьбу и укладывать воображаемое сено в его гостиной. За это он обязался платить каждый день по десять рублей. Крестьянин, конечно же, согласился — ведь десять рублей он и за неделю не заработал бы!

На следующий день он явился в усадьбу и был проведен в гостиную. Около часа крестьянин старательно махал пустыми вилами, после чего получил обещанный червонец. Назавтра он явился снова, но на этот раз его «работа» была не столь энергичной, а энтузиазм — не таким пылким. Через несколько дней он сказал помещику, что хочет обратно в поле.

— Почему? — удивился помещик. — Неужели махать нагруженными вилами под палящим солнцем легче? Ты ведь можешь делать то же самое здесь, у меня, зарабатывая при этом во много раз больше!

— Так-то оно так, барин, — ответил крестьянин, — вот только работы не видно...

Историю эту Ребе рассказал на одном из фарбренгенов. Как и полагается притче, она должна нас чему-то учить.

Однажды к Ребе на прием записался один серьезный еврей, главный раввин столичного города и по совместительству — общественный деятель. В стране его проживания назревал крупный политический процесс, остаться равнодушным к которому — как гражданин — он не мог. «Может быть, мне стоит — спросил он Ребе, — принять более активное участие? В конце концов, я мог бы использовать свое влияние…» «Когда в городе — пожар, — ответил Ребе, — огонь гасят прежде всего в собственном доме. В вашей общине набирает ход ассимиляция, смешанные браки стали чуть ли не обыденным явлением, нет школы для еврейских детей, а молодежь пристрастилась к наркотикам. Самый настоящий пожар! И его нужно тушить как можно скорее».

Сотни посланников Ребе разбросаны по всему миру. Центры ХАБАДа можно найти сегодня везде, даже там, где нет «Кока-колы». Ведется активная работа, открываются новые учреждения, организуются мероприятия и уроки. И все это — при самом живом участии в общественной жизни страны (провинции, города, местечка — нужное подчеркнуть). Очень трудно при такой нагрузке не сбиться с правильного курса и продолжать намеченный путь. К тому же постоянно беспокоят мысли о том, что возложенная на тебя миссия требует действий (а иначе для чего тебе доверили штурвал?).

Здесь важно помнить простое, житейское правило: у каждого посланника — своя задача в жизни. Одному удается организовать мероприятие международного масштаба, от которого в восторге общественность, политики и пресса. Другой, не обладая столь ярко выраженными организаторскими способностями, ограничивается очередным уроком по изучению Торы или Тании. Один учреждает сеть благотворительных организаций под эгидой своего центра ХАБАДа. А второй — лишь воскресный кружок для еврейских детей из средних школ. Один занят распространением Семи Законов Ноаха и добивается разрешения на аудиенцию с королевой Англии, чтобы разъяснить ей суть этих Законов. А второй всего лишь проводит фарбренгены у себя дома в субботние и праздничные дни. Кто добьется большего успеха? Вопрос праздный. Все равно, как если бы спросить: «Что важнее — велосипед или самолет?»

Совершенно не имеет никакого значения, как внешне выглядит наша посланническая миссия — будь это пост главного раввина столицы передовой державы или должность программиста в какой-нибудь телефонной компании. Главное — осознать собственную «нужность». В данном месте, в данной обстановке, в данном окружении — с порученной тебе задачей лучше тебя никто не справится!..

Предыдущий Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон писал когда-то: «Служение не заключается в том, чтобы, — как кто-то неверно полагает, — крушить горы, дробить каменные глыбы или переворачивать мир. Абсолютная истина в том, что любая работа, любое действие, где и как они ни совершаются, полностью соответствуют требованиям, если совершаются с истинным намерением». А истинное намерение любой работы, за какую бы ни брался посланник Ребе, заключается лишь в абсолютной, ничем не обусловленной любви к ближнему и бескорыстной помощи тому, кому эта помощь действительно нужна.

Автору этих строк пришлось в свое время нести службу в рядах доблестной советской армии. Это были два нелегких года в строительных войсках, где главное оружие, как известно, лопата. Моторчика, как в анекдоте, у нее не было, но норму требовалось выполнять. Отцы-командиры научили меня простому правилу в обращении с этим нехитрым прибором: «Бери больше, бросай дальше. Пока летит — отдыхай».

Лишь спустя много лет я осознал мудрость этих слов: а не в них ли заключается смысл всей работы посланника? «Бери больше» — работай не покладая рук. «Бросай дальше» — не жалей сил. «Пока летит — отдыхай» — даже во время кратковременного отдыха (который необходим любому живому человеку) не забывай о возложенной на тебя миссии.

И тогда не придется махать пустыми вилами, чтобы доказать свою работоспособность. Работа сама найдет нас, а успех превзойдет все наши ожидания.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте еще на эту тему: