Все, существующее в нашем физическом мире, имеет свой эквивалент в мире духовном, ибо все материальное возникает из какого-либо духовного источника. Поскольку мы являемся земными созданиями, наш подход к жизни определяется формулой «снизу вверх». Это означает, что мы постигаем духовные понятия изучением их физических эквивалентов и пытаемся понять Божественные свойства и деяния посредством анализа «параллельных» им качеств в человеке.
Конечно, есть гиганты духовности — праведники («цадиким»), которые находятся в более тесном единении со Всевышним. Они способны постигать мистические аспекты Божественного и поэтому воспринимают мир по принципу «сверху вниз», т.е. в определенных функциях тела и души человека они видят проявления «параллельных» начал, относящихся к сфере Божественного.
В 1894 году ученые открыли в мозгу человека неизвестный кровеносный сосуд, играющий важную роль в обеспечении функций памяти и внимания. Об этом открытии с восторгом сообщили рабби Шолом-Дов-Беру из Любавичей (1860-1920) знаменитому и праведному руководителю хасидов, известному среди своих последователей под именем Ребе РАШАБ. В ответ на это сообщение Ребе спокойно вынул из книжного шкафа неопубликованный философский хасидский трактат, написанный его прадедом рабби Дов-Бером (1773-1827), известным как Средний Ребе. Ребе РАШАБ указал на абзац в рукописи, в котором было дано описание этого кровеносного сосуда. В нем говорилось, что в мозгу находится некий наполненный «парами» кровеносный сосуд, который определенным образом перемещается между двумя областями мозга, регулирующими функции памяти и внимания. Когда этот сосуд приближается к части мозга, которая ведает памятью, он способствует ее интенсификации, а когда движется в другую сторону — повышается концентрация внимания. В трактате отмечалось, что именно поэтому человек, когда пытается что-то вспомнить, поднимает голову и закидывает ее назад, а когда хочет сосредоточиться, опускает ее.
Увидев эту удивительную рукопись, присутствующие сказали Ребе РАШАБу: «Судя по всему, ваш прадед был великим ученым-медиком!». Ребе ответил: «Мой прадед узнал о существовании этого кровеносного сосуда из его эквивалента у „Высшего Человека“ (сложнейшее мистическое понятие, с помощью которого описываются определенные возвышенные свойства Божественного). Постигнув это духовное свойство, он сумел установить, в чем именно заключается его „параллель“ в организме земного человека» (См. «Игрот Кодеш» том 12, стр. 105-106).