СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 10:00

Любавичский Ребе спас от разрушения могилу рабби Нахмана в Умани

В 1979 г. ужасный слух потряс общину брацлавских хасидов — было получено письмо из Умани, в котором шла речь о решении властей разрушить частные дома на улице Пушкина, где находилась могила рабби Нахмана из Брацлава.

5272 (7) мин.
Хаим Брук Сокращенный перевод:Шолем Лугов

В 1979 г. ужасный слух потряс общину брацлавских хасидов — р. Йехиэль-Михл Дорфман получил письмо из Умани, в котором говорилось о принятом властями решение о сносе частных владений по улице Пушкина в Умани. На этом месте в текущей пятилетке планировали построить новый микрорайон. Беда заключалась в том, что как раз в этом месте находилось святое захоронение — могила рабби Нахмана из Брацлава (Бреслава).

Рав Михл Дорфман был духовным лидером брацлавских хасидов в СССР. Он провел семь лет в советских лагерях. С 30-х годов жил в поселке Малаховка под Москвой и поддерживал контакты с брацлавскими хасидами во всем мире, а в 1970 г. уехал в Израиль.

Брацлавские хасиды были в полном замешательстве — с одной стороны всеми правдами и неправдами нужно было помешать процессу сноса святыни, но с другой стороны стоял серьезный вопрос: как именно предотвратить эту трагедию? Было проведено срочное собрание, но никто из общественных деятелей не мог предложить действенного решения, так как проект сноса и постройки нового микрорайона в Умани исходил из Москвы. Рав Дорфман предложил обратиться к американскому правительству, чтобы попытаться через него найти рычаги влияния. Более того он сам вызвался урегулировать этот вопрос. В срочном порядке он вместе с р. Натаном Маймоном вылетел в Америку. По изначально задуманному плану первостепенной задачей стал поиск «нужных» контактов с Белым домом.

Время шло, но никакого результата не было. Хасиды, не желая оставаться сторонними наблюдателями того, как разыгрываются события, обратились к Сатмарскому ребе и рабби Моше Файнштейну, которые дали им свое благословение. Через несколько дней брацлавские хасиды встретились на Манхэттене с Моше Шерером — председателем еврейской ассоциации в Америке. У Моше Шерера были хорошие связи с политическими деятелями США. Он пообещал помочь и через несколько дней в Вашингтоне состоялась встреча хасидов с представителем государственного департамента США.

Следует напомнить, что это были дни «холодной войны» между США и СССР и отношения между этими странами были не самыми лучшими.

На встрече было решено, что р. Дорфман и р. Маймон поедут в Москву для встречи с американским консулом, который и должен был помочь урегулировать этот вопрос. Хасиды поняли, что это очередная встреча вряд ли поможет разрешить столь непростую ситуацию. Но что же им оставалась делать? Время играло против них, решение о сносе частных построек в Умани уже было принято, а вот его обжалование и опровержение все никак не удавалось получить.

Тогда хасиды решили встретиться с Любавичским Ребе ШЛИТА Королем Мошиахом, но в те дни (через полгода после события во время праздника Симхат-Тора) Ребе не принимал людей на аудиенции. Один из хабадников рассказал им, что после праздника Шавуот Ребе тысячи хасидов проходят мимо Ребе в «770» и получают вино из бокала Ребе, а вместе с ним и его благословение. Он предложил в этот короткий момент передать Ребе письмо, в котором изложить суть вопроса. Они так и сделали и стали ждать ответа из секретариата.

Ребе Король Мошиах и р. Пихнас Тайц
Ребе Король Мошиах и р. Пихнас Тайц

Через три дня был получен ответ: «Обратитесь к р. Пинхасу Тайцу. Он, с Б-жьей помощью, поможет вам». В письме Ребе добавлял сердечное благоговение на успех данного предприятия. Ответ праведника обрадовал, но оставалось большой загадкой, откуда именно придет помощь.

Хасиды отправились в Нью-Джерси к р. Тайцу. Это был харизматичный раввин, дававший урок по радио для десятков тысяч людей. Он часто ездил в СССР для спасения евреев. Когда р. Тайц услышал, что Ребе послал к нему брацлавских хасидов за помощью, он сказал, что постарается сделать все возможное для решения этой проблемы.

Прежде всего, он решил убедиться в истинности слуха и попросил свое доверенное лицо в Москве проверить это. Через два дня информация о предстоящем разрушении могилы рабби Нахмана подтвердилась. Р. Тайц, оценив всю серьезность предприятия, сказал, что им остается полагаться только на чудо.

Р. Дорфман и р. Маймон собрались на совет в доме р. Тайца. Вдруг хозяин подошел к столу, открыв один из ящиков письменного стола, он достал оттуда конверт и задумчиво произнес вполголоса: «Кто знает, может быть для этого дела все и произошло». Он показал хасидам письмо, которое находилось у него в руках; на нем были подписи Роберта Липшуца (Robert J. Lipshutz) — советника президента по еврейским вопросам — и самого Джимми Картера, после чего начал свой рассказ.

В декабре 1974 г. Картер выдвинул свою кандидатуру на должность президента США от демократической партии. В начале предвыборной гонки его почти никто не принимал всерьез — он был малоизвестным губернатором Джорджии — небольшого штата на юге страны.

Рав Пихнас Тайц и Джимми Картер
Рав Пихнас Тайц и Джимми Картер

Но один человек придерживался иного мнения. Это был Любавичский Ребе. Во время одной из встреч с р. Пинхасом Тайцем, Ребе дал ему указание укрепить связи с Джимми Картером, так как это может помочь в будущем. Не задавая лишних вопросов, р. Тайц пригласил Картера на торжественный обед в его честь, на котором должны были быть многие религиозные и общественные деятели, меценаты и раввины. Такое приглашение Картер получил впервые за все время своей предвыборной гонки и был очень рад проявленному к себе вниманию.

Никто в то время не мог подумать, что это указание Ребе приведет через пять лет к спасению могилы рабби Нахмана. Более того, в 1996 стало известно, что этот торжественный обед в самый последний момент решили отменить, но благодаря активному участию помощницы Роберта Липшуца — еврейки по национальности, он состоялся.

Через несколько дней после этого р. Тайц получил письмо с благодарностью и припиской, что он может обращаться к ним в будущем со своими проблемами...

Во время выборов в 1976 г. вопреки всем прогнозам Джимми Картер одержал победу над Джеральдом Фордом и был избран президентом Америки. В своей речи он сказал: «Мы твёрдо намерены проявлять настойчивость в своем стремлении к ограничению арсеналов оружия на земле теми пределами, которые необходимы для обеспечения собственной безопасности каждой страны». Это впоследствии привело к подписанию договора ОСВ-2 в июне 1979 г.

Через две недели после встречи р. Дорфмана и р. Тайца в Вене должны были начаться переговоры Л. Брежнева и Д. Картера. Было решено использовать этот момент встречи двух лидеров мировых держав для спасения могилы рабби Нахмана. Оставалось только найти возможность и объяснить Картеру и его советникам важность святого для всех брацлавских хасидов места.

Картер и Брежнев
Картер и Брежнев

Рав Тайц предложил обратиться к р. Арье Каплану — магистру по физике и известному популяризатору иудаизма, часто цитировавшему в своих статьях высказывания рабби Нахмана из Брацлава. Рав Каплан встретился с хасидами и написал убедительное письмо, которое и отправили Роберту Липшуцу. Через два дня был получен ответ, в котором говорилось, что все будет в порядке и президент Картер обсудит с русскими этот вопрос.

И вот советский посол Добрынин, связавшись с Белым домом сообщил, что в Кремле приняли решение не трогать улицу Пушкина, на которой находится захоронение праведника из Брацлава!

Эта новость моментально разлетелась среди брацлавских хасидов, радость которых трудно было описать словами. Р. Натан Маймон отправился в Умань, чтобы своими глазами увидеть исполнение этого обещания. Когда он вернулся в Израиль в октябре 1979 г., ему позвонил р. Тайц и взволнованно рассказал, что он прочитал в «Нью-Йорк Таймс» об увольнении семи советников Картера, среди которых был и Роберт Липшуц.

Джимми Картер и Роберт Липшуц
Джимми Картер и Роберт Липшуц

«Я не хасид ХАБАДа, — вскричал р. Тайц, — но уже давно понял, что Любавичского Ребе постигнуть невозможно». Так завершилась эта операция по спасению могилы рабби Нахмана из Умани, которая стала возможной только благодаря указаниям и благословению Ребе ШЛИТА Королю Мошиаха.

Опубликовано: 28.08.2017 Комментарии: 7 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter