Сегодня, после стандартного прочтения одной главы РАМБАМа, завтрака и прочтения сегодняшней части ХИТАСа, у меня нестандартно быстро провернулось одно денежное дело. Я решил, что надо приступить ещё к одному, но что то было не так.
Я написал Ребе с помощью «Игрот Кодеш» и задал вопрос, как мне нужно вести себя в отношении этой области заработка, надеясь услышать какие-то правила или напутствия базового порядка. Ответы поступил такой, следует учить хасидизм по нескольку часов в день, а какие-либо волнения касательно заработка неуместны вообще и т.д.
Мне казалось, что я и так уже немало учу, но как всегда дело было не только в этом. Я приступил к прочтению «Тании». Стал читать титульный лист, особо воодушевления не было, прочёл внимательно предисловие составителя, никакого особого удовольствия, прочёл первую главу — несколько очень интересных вещей, но ничего особенного.
И вот я дошёл до последнего абзаца, в котором указано, что всё добро, которое делают неевреи, они делают только ради себя. Мне стало очень от этого грустно. Ведь я нееврей.
Потом вспомнились слова о неуместности грусти, в голове повторил несколько раз фразу, про то, что нет никого, кроме Б-га одного. И тут как будто сошлись тысячи моментов из моей жизни, когда я наблюдал действия людей вокруг себя, с тысячами моих усилий побудить их делать добро, что получалось очень редко.
Как же я был глуп. Ведь действительно, стоило не уговаривать их сделать хороший поступок, а объяснить в чём это будет хорошо для них. Всё вдруг стало просто и понятно...
Но на этом не закончилось. Я подумал, но ведь и я действительно всё добро делаю только ради себя, ведь мне так приятно давать деньги на благотворительность, я с таким наслаждением читаю то, что советует Ребе и т.д. Мне это действительно приятно.
И вдруг до меня дошло, ведь если такой человек, как я, который вёл дела и дружил с мягко сказано не совсем праведниками, сейчас получает огромное, почти физическое удовольствие от хороших дел под руководством Ребе, это не моя заслуга, это знак приближения истинного Освобождения.