Эту историю мне рассказал р. Эфраим Гринберг 19 Нисана 5783 года (10 апреля 2023) в оздоровительном комплексе «Адаса эйн Карэм», Иерусалим.
Эфраим, будучи йешиботником в 5751 году (1991), как принято по пятницам, ездил из Кфар-Хабада в Тель-Авив на хабадские оперативные мероприятия. Это было прямое указание Ребе.
— Вы хотите надеть тфиллин?
— Нет, спасибо. Я это делал раньше. Не помогло. Жизнь — дрянь. Скоро, вообще, обряд крещения. Я много чего попробовал, кроме последнего.
Эфраим не сдался и предложил написать Ребе и, в качестве сосуда для благословений, все таки надеть тфиллин.
— Ладно, давай. Максимум ни холодно ни жарко.
Эфраим спросил как имя еврея и предложил прийти через неделю. Возможно будет ответ от Ребе.
— Меня зовут Арье Заави. Приду может, кто знает..
В субботу вечером был отправлен запрос. И уже на утро в воскресенье или понедельник, Эфраима позвали в контору, где приходили факсы от Ребе. Там было написано следующее: «Менахем Заави, ты должен соблюдать Тору и заповеди и удача будет светить тебе».
Эфраим Гринберг очень обрадовался и с нетерпением стал ждать встречи. Как здорово рассказать еврею, что есть весть от Ребе Короля Мошиаха! Но вот, Арье не явился ни в новую пятницу и ни в какую другую. Пропал.
Эфрам настоящий хасид. Если Ребе обратился к еврею, значит нужно выйти из себя и найти его. Единственное, что было известно, надо пробовать в Тель-Авиве. Так себе деревенька на берегу моря.
Эфраим взял телефонную книгу и стал звонить всем Арье Заави. Или кто-то уже умер, не про нас будь сказано. Либо недопонимание. Либо просто бросали трубку после вопроса: «Вы тот Арье, который в пятницу надел тфиллин и решил подождать со определенным решением?»
Все тоже было проделано и с именем «Менахем Заави». Тщетно.
Эфраим не отчаялся. Оказалось, что есть ребята из йешивы, которые предлагают евреям в Рамле надеть тфиллин. Так завелись связи в местном отделе внутренних дел. Там помогли найти всех возможных Арье Заави в Тель-Авиве. По дате рождения, Эфраим отсеял тех, кто точно не подходил. Остался один адрес в Тель-Авиве.
Хасид двинул туда. Улица Левинского была рядом со старой автобусной станцией. Довольно гнилое и злачное местечко, колыбель революции. Разные люди со странным видком и взглядом. В общем, здравомыслящие обходили этот район стороной. Здоровее будем, так сказать.
И вот долгожданное место. Душок в притоне имел на редкость многогранную палитру, свидетельствуя о энергосберегающей стратегии. Жители тоже были украшены элементами экзистенциальной проблематики. Базовые мотивы четко отражались на лицах и нужно было прибегать к сложным схемам дознания.
Эфраим заговорил к человеком, пребывающем в своей зоне комфорта. В принципе он стремился прийти к состоянию покоя, переносясь туда поступательным движениям. Однако с точностью указал номер «отеля», где проживает какой-то Арье.
Это была конура без удобств. Но нужный Арье Заави нашелся.
— Приветствие и благословение! Ребе ответил тебе! Жаль, что ты не пришел в назначенную пятницу и вообще канул в небытие. Как дела?
— Пока не крестился. А что в письме?
Эфраим внятно изложил: «Менахем Заави, ты должен соблюдать Тору и заповеди и удача будет светить тебе».
Арье слегка опешил, но, однако, залез на стул покопаться наверху на шкафу. Он вытащил бумагу и показал её Эфраиму, поведав, что двадцать лет назад его звали Менахем Заави. В армии он получил травму ноги и врачи хотели ампутировать ее, чтоб Б-г спас. Однако, Менахем решил не торопиться с пилой и обратился к Ребе.
В письме со шкафа было написано: «Менахем Заави, ты должен соблюдать Тору и заповеди и удача будет светить тебе».
Эфраим предложил бедолаге побывать на субботу в йешиве в Кфар-Хабаде. Есть комната для гостей. Но вот беда — в субботу Арье отчаянно искал возможность выпить и находил. Раввины сказали, что больше он не появится в стенах йешивы, ибо это невыносимо...
Прошли годы. Уже на новой автобусной станции в Тель-Авиве к Эфраиму обратился в меру упитанный еврей без кипы, но с белой заправленной рубашкой в штаны.
— Ты меня не узнаешь?
— Пока нет...
— Я Арье Заави, ну?
Тут уже пришла очередь Эфраима прийти в замешательство. Оказалось, что сестра Арье предложила брату пожить у неё дома. Родня всё таки. Зачем облагораживать притон? Арье сделал волевой акт и изменил свою жизнь.