Есть места, которые пока что с Хабадом как-то не рифмуются. Будучи родом из Бней-Брака, рав Йеуда Герлиц, естественно, к Любавичскому Ребе שליט"א в «Севен-Севенти» не ездил и даже о таком не помышлял.
В последнее время его увлекло изучение трудов Ребе, а особенно — «Двар Малхут», то есть бесед, произнесенных уже в те годы, когда Ребе был признан в широких кругах хасидов и не-хасидов королем Мошиахом. (Поэтому и названы эти беседы 1991-1992 гг. — «Словом Короля», прим. пер.)
И, поскольку сам год нынешний намекает на 770 (еврейский год сейчас — 5770, прим. пер.), то идея поездки стала вырисовываться все более четко для героя этой истории.
«Но как можно ехать куда-то, где ты никогда не бывал, ни с кем не знаком, не знаешь языка и не представляешь себе, к кому обратиться…» — такие сомнения посещали рава Герлица. Между тем, прошел весь месяц Тишрей, и теперь уже его поездка больше вписывалась в ханукальный период года, однако ясности все не было.
Вот уже, собственно, и наступил день покупки билета, а беспокойство все еще не отпускает — «Что ожидает меня в той Америке? Где конкретно ночевать в том же Краунхайтсе?»
Рав Йегуда решает попросить благословения Ребе посредством «Игрот Кодеш» и закладывает свою записку в пятый том… Карманный формат книжки — купил на ярмарке Геулы на распродаже.
Ответ был таков (письмо №291):
«И я бы попросил уважаемого „талмид-хахама“ (мудреца Торы) провести „фарбренген“ (вечер с застольем) в пятую или восьмую ночь наступающего праздника Хануки вместе с теми студентами йешивы, которые изучают хасидизм по полной программе… и благодарен вдвойне уже заранее за Ваши усилия… И напишите мне имена тех учащихся, с именем матери также, которым он раздал ханукальные деньги…»
И рав Йегуда понял, что Ребе берет на себя все, связанное с материальной стороной поездки, а от него требуется выполнить возложенную на него задачу, проведя фарбренген с учащимися центральной йешивы в Севен-Севенти. И еще не долетел он до Америки, как уже все было устроено в его честь и обеспечено наилучшим образом, в традициях хасидского гостеприимства.
А еще раньше он слышал во время выступления раввина И.И.Коэна — посланника в аристократическом районе «Савьон», который описывал необыкновенную жизнерадостность учеников и вообще молодежи в Севен-Севенти — и то, что он рассказал об источнике их сил и веры, теперь предстояло раву йегуде увидеть воочию.
Например, рассказывалось о том, как молодые студенты йешив идут пешком по восемь часов, ради того, чтобы развеселить евреев в разных синагогах Нью-Йорка…
И вот, среди тысяч хасидов, находясь в Севен-Севенти в субботний вечер, когда традиционное пение «Леха доди» плавно переходит в «Йехи Адонейну», рав Йегуда сам себя спросил — «Откуда, откуда у них столько энтузиазма?» И тут он увидел Ребе!
«Ребе — на биме, на возвышении, стоит и поддерживает пение движением рук! И тут я как начал танцевать и вовсе забыл, где я и что я! Какие могут быть вопросы, какие еще мысли?»
…Он провел обещанный фарбренген, выполнил то, что было запланировано, и рассказал ребятам о своем личном чуде встречи с Ребе.
Комментарии излишни. Но мы будем им все равно рады.