Взаимосвязь между Торой и квантовой механикой — это тема, которая увлекает как ученых, так и исследователей Торы. В этой статье я хочу показать, как правила и мудрость Торы отражают и даже предвосхищают некоторые из самых фундаментальных открытий в квантовой механике — науке, изучающей поведение мельчайших частиц нашей Вселенной.
Хотя квантовая механика — относительно новая область для ученых, многие из ее основных идей — такие, как важность наблюдения, роль потенциала и актуализации, а также пределы человеческого знания — уже присутствуют в том, как Б-г взаимодействует с миром, и в правилах, которые Он дал нам в Торе. Законы Торы глубоко согласуются с тем, как на самом деле устроена Вселенная, и предназначены для нашего благополучия.
Квантовая механика учит, что на самом глубоком уровне все состоит из волн возможностей. Например, пока вы не посмотрите на электрон, у него нет определенного места или состояния — он существует как волна с множеством возможных положений или исходов. Только когда кто-то наблюдает или измеряет его, волна «схлопывается» в единую, определенную реальность. Это означает, что акт наблюдения или измерения чего-то формирует то, чем оно становится.
Кроме того, инструменты или методы, используемые для измерения чего-либо, ограничивают возможности поиска. Другими словами, то, что вы видите, зависит от того, как вы смотрите. Как сказал один физик: «Способность человека познавать мир ограничена. Он может дойти до этого места и не более. Так и в квантовой механике: он может сделать вывод, что квантовый объект существует как волна вероятностей, но если он попытается пойти дальше и измерить его, пусть даже изощренными и хитрыми способами, его план будет сорван. Объект разрушит свою призрачную природу и материализуется в реальный объект». Это прямая параллель с учением Торы о том, что реальность во многом формируется наблюдателем и актом распознавания.
Миква — это специальный бассейн с дождевой водой, используемый евреями для достижения духовной чистоты. Чаще всего ее используют женщины после окончания менструального цикла и люди, переходящие в иудаизм (мужчины тоже регулярно). Чтобы миква была кошерной, нельзя использовать человеческое вмешательство, например, ведра или любые другие емкости, чтобы доставить воду в бассейн. Вода, принесенная таким образом, называется «набранной» и не годится для использования в микве. Вода должна быть дождевой, которая естественным образом поступает с неба, стекает по крыше, а затем направляется в микву по специально разработанным трубам или желобам, к которым никогда не прикасаются человеческие руки или инструменты.
Любавичский Ребе однажды написал очень глубокую заметку (9 Адара 5714 года) на эту тему, рекомендуя: «Крайне важно…. начиная с этого момента, использовать в миквах только дождевую воду или воду из колодца, а не воду, прошедшую через какие-либо измерительные приборы и т.д.»
В этой заметке Ребе подтверждает ту же квантовую идею: когда вы что-то измеряете, вы ограничиваете это и сводите его большой потенциал к чему-то меньшему и более определенному. Ребе посоветовал этому человеку, как извлечь максимальную пользу из особых свойств миквы, когда нет никакого взаимодействия или влияния какого-либо измерительного прибора на воды миквы. Это отражает квантовый принцип, согласно которому измерение сводит волну возможностей к единственному результату, и только вода, которая не была «измерена» или подвергнута вмешательству, сохраняет весь свой Божественный духовный потенциал.
Другой пример квантовой механики в действии — в наших правилах Торы. Тора предписывает нам не сажать семена винограда вместе с другими видами семян. Например, нельзя сажать вместе пшеницу, ячмень и виноград. Это правило явно действует, когда два вида семян сажают вместе с виноградными косточками.
В книге «Зоар» (III 86а на «Дварим» гл. 22) объясняется, что смешивание различных видов подобно созданию «ловушки», которая заставляет вещи соединяться вместе неестественным и вредным образом. Чтобы избежать этого, виноградные лозы следует держать отдельно от других растений, либо установив между ними перегородку, либо обеспечив достаточное расстояние, чтобы они не считались растущими вместе.
РАМБАМ в «Законах о запрете смешения видов» пишет (5:9): «Если кто-либо видит гибридные сорта растений [растущие] в винограднике, принадлежащем его товарищу, и поддерживает их, то наблюдателю запрещено извлекать из них пользу. Всем остальным разрешается. Если бы владелец виноградника ухаживал за ними, они были бы святы для всех людей, как объясняется».
Процесс видения и принятия того, что вы видите, фактически создает запрет для этого наблюдателя. Это фантастический закон, потому что он означает, что реальность ситуации зависит от перспективы человека, который ее наблюдает.
Если владелец поля не видит смеси и убирает ее, когда узнает, то для него она никогда не была запрещена, в то время как для наблюдателя она запрещена. Эта идея в точности соответствует квантовой механике, где перспектива наблюдателя формирует реальность.
Мир создан для того, чтобы его наблюдали. Без разумного существа, наблюдающего за ним, все бессмысленно. Как объяснил р. Авигдор Миллер, именно поэтому первым словом Б-га в Торе является «да будет свет». Ведь без света человек не может наблюдать за прекрасными творениями Б-жьих рук.
В особом наставлении пророка Элияу рабби Шимону бар Йохаю он говорит, что причина и цель этого Творения в том, чтобы мы узнали и увидели Б-га во всем. Наша личная перспектива и видение Б-га во всем выполняют цель Творения.
Талмуд объясняет, что сны, иногда пророческие, могут быть хорошими или плохими в зависимости от того, как их толковать. От того, как вы видите, измеряете и понимаете сон, зависит его исход и направление. Это тоже идея, похожая на квантовую: интерпретация наблюдателя помогает определить реальность, которая получается в результате.
Таким образом, законы Торы — это не просто случайные правила. Они глубоко связаны с тем, как на самом деле устроена Вселенная. Будь то правила о микве или о посадке семян, Тора учит нас, что наблюдение, естественный поток и наша собственная перспектива — все это играет роль в формировании реальности.
Современная наука только сейчас открывает то, чему Тора учила на протяжении тысячелетий: мудрость Творца заложена в каждой части творения. Как отмечают некоторые еврейские мыслители и физики, «квантовая механика выражает все то, о чем тысячи лет твердили нам каббала и мистицизм, — включает в себя разум Б-га!»
Чем больше мы изучаем Тору, тем больше убеждаемся в гармонии и силе наших действий и осознания в формировании окружающего нас мира. Источник: Quantum Mechanics in the Mikvah and the Grapes