21 Менахем-Ава 5781 года, шестой день недели, гл. Экев

Использование новейших достижений науки и техники для прихода Мошиаха

17.11.2003 12402 (15)
Использование новейших достижений науки и техники для прихода Мошиаха
Новейшие достижения науки и техники для прихода Мошиаха

Последние открытия в науке и технике принесли человечеству огромную пользу — в немалой степени это относится и к евреям. Бурный рост знаний оказывает непосредственное влияние на выполнение евреями их главной миссии — служение Б-гу.

Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендель Шнеерсон שליט"א Король Мошиах, неоднократно подчеркивает важность этого фактора, отмечая, что еврей не только может, но и обязан использовать современную технику на благо Торы и Иудаизма, а также для приближения Освобождения.

На протяжении многих веков человеческий разум постоянно совершенствовался во всех отраслях научных знаний. Однако все эти успехи незначительны по сравнению с современным бурным ростом знаний, затмившим достижения предыдущих поколений. Разумеется, человечество извлекло огромную пользу из этого качественного скачка в накоплении знаний. Стремление человека разгадать тайны природы помогло ему создать все те чудеса современной техники, которые сегодня прочно вошли в нашу жизнь.

Лавина знаний, внезапно обрушившаяся на человечество за последние полтора века, объясняется многими причинами — в частности, достоинствами того, что называют «научным методом», и свободами века Просвещения. Информационный взрыв произошел не случайно — на то была особая причина. Бесспорно, человек обладает свободой воли, но есть и Божественное Провидение. Все в этом мире делается с какой-то целью: «Все, что Б-г создал в мире Своем, было создано только ради Его Величия». Следовательно, смысл всего сущего заключается в служении Б-гу. И именно избранный Им народ получил привилегию довести до совершенства все сущее в Его мире.

Еврей не может и не должен делить мир на духовный и земной. Все должно быть использовано для Святых целей.

Уже две тысячи лет назад в книге «Зоар» (זהר, сияние) был предсказан сегодняшний гигантский взрыв знаний. «В 600-м году шестого тысячелетия (примерно 1830-40 гг.) врата знаний вверху и источники знаний внизу откроются, и мир будет готов к вступлению в седьмое тысячелетие» (Зоар, 1:117а). Под «вратами знаний вверху» имеется в виду мудрость Торы; «источники знаний внизу» — это светские знания.

Согласно Каббале, такой рост светских знаний был обусловлен возросшим объемом изучения Торы. Поэтому нашей отправной точкой должен быть анализ «врат знаний вверху» и их отношение к «источникам знаний внизу». Открытие «врат знаний вверху» означает раскрытие тайн внутреннего учения Торы, или, выражаясь точнее, — философии учения хасидизма. Со времен Баал-Шем-Това, основавшего движение хасидизма около 250 лет тому назад, до наших дней учение хасидизма процветает и распространяется по всему миру во все возрастающем объеме. В этом и заключается подлинная «подготовка к вступлению в седьмое тысячелетие» ибо тогда «Земля наполнится Знанием Б-га, как воды заполняют моря» (Исайя, 11:9).

Поэтому и открылись «источники знаний внизу», ибо у них те же цели и задачи, что у «врат знаний вверху» — подготовка к приходу Мошиаха. Одна из основных характеристик Эры Мошиаха, помимо вышеупомянутого «Знания Б-га», выражена в пророчестве Исайи (40:5): «Слава Б-га будет явлена миру, и все люди увидят ее, ибо так рекли Уста Б-га». Между этими двумя понятиями существует важное различие.

«Знание Б-га» — это интеллектуальное понятие. Когда же речь идет о том, что все люди увидят Славу Всевышнего, имеется в виду реальное, действительно физическое восприятие Б-жественного Откровения. Человек своими глазами увидит Величие Б-га. Именно в этом состоит связь между взрывом научных знаний и подготовкой к Геуле. Использование современной науки и техники в служении Торе подготавливает человечество к тому, чтобы увидеть — в буквальном, физическом смысле — деяния Б-га.

Простой пример: в своем служении Б-гу человек должен всегда помнить, что «Б-г стоит над ним... наблюдает за ним, читает его сокровенные мысли и проверяет, служит ли он Ему в своем сердце надлежащим образом». Но чтобы признать, что Б-г — всемогущ и что Ему видны все человеческие поступки, нужно обладать определенным уровнем интеллектуального развития. Человеку легче воспринять условное, абстрактное понятие, если оно сопровождается физическим примером. И здесь в действие вступает современная техника. Возьмем, к примеру, изобретение телефона, радио, телевидения, компьютера, интернета и т.д. Возможность синхронной передачи и приема слов и изображения в разных концах Земли становится конкретной иллюстрацией того, как Б-г, — Который, разумеется, неизмеримо более велик, — может слышать и видеть все, что происходит в нашем мире.

Это лишь один пример того, как современная техника способствует служению Б-гу. Истинное назначение современного бурного роста знаний заключается в том, чтобы эти знания использовались на благо Торы. Поскольку «Зоар» связывает этот рост знаний с моментом раскрытия эзотерической части Торы, эти новые знания должны служить для распространения философии хасидизма — только в этом случае выполняется их назначение. В бытовых, не религиозных целях, эти знания используются лишь потому, что человек обладает свободой воли.

Так, когда радио используется для распространения учения хасидизма в ходе трансляции лекции по хасидизму, тогда это изобретение достигает максимального совершенства, ибо готовит мир к Освобождению (Геуле). Ведь при современной технике эту передачу можно слушать во всех уголках Земли. Таким образом, учение Торы действительно «наполняет Землю знанием Б-га».

Однако в случае только такого применения технических новшеств между техникой и Святостью все еще нет неразрывной связи. Подлинное единение светских знаний и Торы происходит только в том случае, когда эти знания демонстрируют сущность сокрытых догматов Торы.

Например, хасидизм раскрывает подлинное Единство Б-га. Несмотря на разнообразие творений, созданных Им в этом мире, Б-г остается Единым. Более того, само существование этого разнообразия проистекает из Единства Б-га и отражается в физическом единстве мира, с которым все чаще сталкивается современная наука. Именно в этом видна связь между гигантским скачком в научном познании и распространением хасидизма как подготовки к вступлению в седьмое тысячелетие.

Распространение философии хасидизма автоматически сопровождается ростом научных знаний, ибо только через материальное хасидизм, т.е. квинтэссенция учения Мошиаха (который раскроет Единство Б-га в мире), станет явным и зримым, и «все люди увидят Славу Всевышнего». Понимание того, что единство физического мира подобно Единству Б-га, является подлинной подготовкой мира к Освобождению.

Однако человеку легко растеряться в мире, который меняется так быстро, что вчерашняя новинка сегодня становится устаревшей. В этом смысле у евреев есть важное преимущество — существует эталон, универсальный критерий: все новые явления и знания оцениваются ими в зависимости от того, насколько они помогают им в служении Б-гу.

Еврей не может рассматривать чудеса современной техники, не думая о том, как их применение может быть связано с его еврейской сущностью, ибо весь мир и все сущее в нем имеет только одно предназначение — служить Б-гу. Нельзя смотреть на плоды науки равнодушно или, что еще хуже, — враждебно. Нет, мы не имеем права игнорировать эти щедрые дары Б-га. На нас лежит обязанность — использовать все новейшие достижения науки и техники для распространения Торы и, особенно, учения хасидизма. Ибо прогресс последних столетий имел место только для того, чтобы, параллельно с распространением хасидизма, подготовить мир к Освобождению.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter