15 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Тора, наука и Мошиах

Если еврейскому ученому кажется, что существует конфликт между Торой и наукой, то это значит, что его научное исследование еще не достигло необходимой глубины.

4227 (1)
Тора, наука и Мошиах
Тора, наука и Мошиах

Предметом нашего внимания является один из наиболее фундаментальных знаков Эры Мошиаха — пророчество Исайи: «Откроется величие Г-спода, и все живущее на земле увидит это». Этот удивительный феномен соединяет в себе беспредельное Божественное откровение с ограниченным природным миром. С Божьей помощью, мы детально обсудим это явление и даже предоставим соответствующее математическое обоснование.

Однако начнем мы с парадокса, заключающегося в том, что в отдельных случаях еврейский ученый чувствует определенное внутреннее противоречие между учением Торы и своей профессией. На самом деле, такого противоречия нет. Известная фраза из Талмуда гласит, что «Все что Б-г создал в Своем мире, Он создал только для Своего великолепия». Это включает в себя не только материальные творения, но и интеллектуальные, такие, например, как наука. Таким образом, наука тоже была создана для возвеличивания Всевышнего.

Таким образом между наукой и Торой не может быть противоречия, потому что не может быть конфликта между тем, что Б-г создал для Своего великолепия — наукой — и самим Божественным великолепием — Торой!

В трактате Талмуда «Санедрин» сказано, что «Мир был создан только для Мошиаха». Это утверждение не только разрешает конфликт между Торой и наукой, но и объясняет, что наука была создана не только для возвеличивания Б-га, но специально для Мошиаха, во времена которого полное раскрытие великолепия Г-пода станет совершенно очевидным (как отмечено выше в пророчестве Исайи).

Какова же роль науки в подготовке мира к Эпохе Мошиаха?

Ответ на этот вопрос находится в известной беседе Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха, которая объясняет утверждение книги «Зоар» о том, что в 600-ом году 6-го тысячелетия (1840 н.э.) «одновременно откроются верхние врата мудрости и фонтаны мудрости внизу и, таким образом, мир будет готов вступить в 7-е тысячелетие». Врата «сверху» соотносятся с удивительными открытиями хасидизма в то время и, в особенности, с работами Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залмана из Ляд, основателя движения ХаБаД. Под мудростью «внизу» подразумеваются новые научные теории и открытия.

Каким образом открытия хасидизма способствуют подготовке к Эре Мошиаха, когда «мир будет наполнен познанием Б-га», вполне понятно. Осталось прояснить роль развития науки в этой подготовке.

Ребе, Король Мошиах, отмечает несколько путей, посредством которых наука подготавливает мир к Геуле (Освобождению). Главная роль науки заключается в демонстрации единства Вселенной. Раньше люди полагали, что в природе есть множество различных сил и естественных элементов. Однако, по мере развития науки, все больше и больше подтверждается, что за этой кажущейся разнородностью природных сил и элементов существует основополагающее единство, что отдельные силы и вещества являются по сути различными комбинациями и группировками всего лишь нескольких основных сил и частиц. Осознание единства природы является подготовкой к открытию в Эру Мошиаха абсолютной цельности Б-га.

Почему же конфликт между наукой и Торой иногда кажется таким реальным?

В качестве ответа обратимся к письму Ребе Короля Мошиаха, адресованному конференции религиозных еврейских врачей:

«Настоящая наука, цель которой состоит в поисках правды, не может противоречить Торе — учению истины. Скорее наоборот, чем больше ученые будут углубляться в свои исследования, тем больше они будут признавать правду принципов нашей еврейской религии» (Игрот Кодеш том 11, стр. 202).

Следовательно, если еврейскому ученому кажется, что существует конфликт между Торой и наукой, то это значит, что его научное исследование еще не достигло необходимой глубины.

Опубликовано: 09.04.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter