17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Когда вода всемирного потопа…

Человечество, тысячелетиями передвигавшееся с помощью сколь гениального, столь и неизменного колеса, вдруг ощутило стремительный и беспрецедентный взлет технической мысли. Дирижабли, локомотивы, космические спутники...

1635 (0)
Когда вода всемирного потопа…
Когда вода всемирного потопа…

Руководствуясь сухой логикой цифр, стоило бы начать очерк по истории хасидизма с периода не столь отдаленного (всего каких-то 300 с небольшим лет назад). Но так как историкам, как, впрочем, и любым представителям научной мысли, не чуждо стремление к поиску первопричины того или иного явления, то и мы позволим себе намного более значительный марш-бросок в прошлое.

Речь идет о событиях, описанных в самом начале Торы (глава «Ноах») и относящихся к заре человечества. Как, наверняка, известно нашему сведущему читателю, однажды Б-г, наблюдая за разгулом произвола на недавно созданной планете, пожалел о деянии своих рук и послал на землю разрушительный, но в то же время и очистительный потоп из раскрывшихся сверху и снизу «окон небесных и источников великой бездны».

Один из основополагающих принципов в еврейском подходе к изучению Торы заключается в том, что все детали ее сюжета воспринимаются не как одноразово свершившееся «это было недавно, это было давно», а как нечто изначально заложенное и вечно повторяющееся в жизни каждого отдельного еврея, и целого еврейского народа.

В соответствии с этой установкой нам нетрудно будет понять одно, высказанное в трудах по Каббале пророчество, которое гласит, что некий духовный аналог всемирного потопа должен произойти на земле еще раз. Называется даже точное время, когда стоит ожидать это неизбежное событие. Речь идет о 6-м столетии 6-го тысячелетия по еврейскому календарю, что можно перевести в григорианском стиле, как 18-19 век.

Не стоит удивляться тому, что наша память не подсказывает нам ни одного грандиозного водного катаклизма, относящегося к вышеназванной эпохе. Повторим, что предсказанный потоп должен был быть духовной природы. А если учесть, что та же Каббала сравнивает воду со знанием, то нам ничего не останется, кроме как авторитетно подтвердить, что «потоп» такого рода, безусловно, настиг цивилизацию лет этак 200 – 300 тому.

Действительно, человечество, тысячелетиями передвигавшееся с помощью сколь гениального, столь и неизменного колеса, вдруг ощутило стремительный и беспрецедентный взлет технической мысли. Дирижабли, локомотивы, космические спутники, а также микроскопы, лазерная хирургия, интеренет, психоанализ, кинематограф, генная инженерия... Впрочем, все это лишь потоки из «великой бездны», порожденные самой природой, наконец-то дождавшейся пытливого человеческого отношения к своим изначально заготовленным Высшей Волей ресурсам.

Не так обстоит дело с «небесными окнами». В данном случае подразумевается знание совсем другого рода. До некоторых пор оно тщательно оберегалось от возможного посягательства за семью печатями, и ангелы ревниво предчувствовали горечь предстоящей разлуки с этим сокровищем, обреченным рано или поздно спуститься к обитателям Земли.

Это знание содержало в себе ключи к тайнам Божественной Мысли и человеческой души. Это знание отвечало на вечные, прежде казавшиеся риторическими, вопросы и разъясняло запутанные, прежде казавшиеся неразрешимыми, противоречия. Это знание должно было также придать особый, духовный и направленный к добру смысл всем тем открытиям, которые пришли к человечеству снизу, из «великой бездны». Собственно говоря, это знание и есть хасидизм.

Опубликовано: 15.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter