Компьютер не делает ничего такого, что человек не смог бы выполнить сам. Тем не менее, за несколько секунд компьютер способен совершить такие вычисления, для которых человеку понадобились 6ы недели, месяцы, а то и годы.
Из-за сложности процесса некоторых вычислений человек, выполняя их сам, может легко допустить ошибку, из-за которой весь результат окажется неверным. Поэтому главное преимущество компьютера состоит в том, что получаемый им результат всегда правилен (при усложни и, что входные данные были заложены в него как следует).
Это наводит нас на мысль, что интересная параллель встречается, когда мы стараемся приблизить другого еврея к Торе. Говоря о необходимости исполнения заповедей (например, возлагания тфиллин или соблюдения субботы), мы подчеркиваем, что ему не следует дожидаться, пока он поймет смысл заповедей, но нужно действовать по принципу «наасэ венишма» — сначала будем делать, а потом — поймем (Шмот, 24:7; Шабат, 88а). Однако часто приходится слышать такое возражение: «Раз Б-г дал человеку ум, то разве можно требовать от него, чтобы он что-то делал, не понимая для чего?»
Можно еще больше заострить этот вопрос: если Тора — «Тора истины», чего нам бояться ее исследования? Нет сомнения в том, что человек, в конце концов, придет к выводу: Тора и ее предписания имеют действительную силу и их исполнение, безусловно, ведет к положительному результату. Но если так, то почему бы не попытаться сразу измерить глубину Торы при помощи интеллектуального анализа?
Однако подобным же образом кто-нибудь может заявить, что предпочитает не пользоваться компьютером до тех пор, пока не разберется в его устройстве, а потому лучше возьмет бумагу и ручку и попытается выполнить какие-нибудь сложные вычисления сам. Но когда человеку дорого его время, он признает, что если другие люди, более компетентные, чем он, уже произвели все нужные вычисления и создали компьютер, он вполне может положиться на них и довериться компьютеру, который сделает эту работу быстро и эффективно.
Конечно, мы обязаны использовать наши умственные способности, данные нам Всевышним. Но зачем тратить время на то, чтобы повторять уже сделанное другими? Не лучше ли принять их результат за отправную точку и применить наши собственные способности для решения более глубоких и сложных проблем?
Точно так же, как мы пользуемся компьютером, полагаясь на умение и компетентность людей, которые его построили и написали для него программу, мы исполняем Тору и ее заповеди. На протяжении столетий лучшие умы еврейского народа, посвятившие всю свою жизнь исследованию Торы, разъясняли различные грани Торы и ее заповедей, и ясно, что все они делали это честно, без всякого предубеждения, поскольку видели в ней вершину святости.
Если кто-нибудь желает лично проверить все прежние «вычисления» — пожалуйста, пусть проверяет на здоровье! Однако все-таки не следует ждать, пока мы изучим каждый аспект Торы, пользуясь нашим собственным интеллектом. Мы вполне можем положиться на наших мудрецов, которые уже проанализировали и проинтерпретировали Тору, и немедленно приступить к практическим действиям, которые предшествуют пониманию всех ее предписаний.
Есть люди, которые приводят и такой аргумент: в то время, когда Тора была дана, еще не было известно очень-очень многое из того, что было открыто в более поздние времена. Следовательно, предписания Торы «нерелевантны» по отношению к этим явлениям. Чтобы ответить им, снова прибегнем к примеру с компьютером.
Наш современник может делать на компьютере такие вычисления, которые и не снились его изобретателям. Тем не менее, результаты, в свое время полученные ими, остаются в силе и по сей день.
То же самое верно и в отношении Торы и заповедей. Хотя мудрецы предыдущих поколений не знали, каких результатов достигнет научный и технический прогресс в более поздние времена, мы с полным правом можем положиться на их указания, применяя их для решения проблем нашего времени, — поскольку Тора охватывает все возможные аспекты существования мира.