5 Тевета 5782 года, пятый день недели, гл. Ваигаш

Природа физического света через призму хасидизма

В чем разница между частицами и волнами с точки зрения квантовой механики и учения хасидизма? Почему превращение волн света в частицы происходит именно посредством человека?

4280 (2)
По материалам статьи Г. Брановера и Лиора Элияу
Природа физического света через призму хасидизма
Природа физического света через призму хасидизма

В течение многих лет ученые исследовали сущность материального света и сущность элементарных частиц материи (электроны) и т.д., составляющих основу существования мира. Все исследования показали, что свет распространяется в форме волн. Пока не открылось в начале XX века в результате многочисленных экспериментов Альберта Эйнштейна и его коллег, странное явление, удивившее мир науки, что свет ведет себя временами как волна, но в некоторых опытах он «меняет кожу» и ведет себя, как поток отдельных частиц — фотонов.

Природу этого явления ученые не могли объяснить, пока не столкнулись с еще более поразительной вещью: результаты опытов ясно показали, что сам человек-наблюдатель, самим фактом своего «взгляда», меняет природу света: волна становится потоком частиц, именно в следствии измерения человеком.

От опыта к опыту усиливалось предположение ученых, что причиной разделения волн света на элементарные частицы материи является «наблюдение» (с целью измерения) человеком, именно обладателем свободы выбора. Эти испытания и исследования легли в основу квантовой механики, лежащей сегодня в основе многих технологий, а исследователи удостоились Нобелевской премии.

Однако странность этого явления, начиная от двойственной природы света и материи, и заканчивая надприродным влиянием человека на природу вещей наука, к великому сожалению, объяснить не в силах.

Мы, как верующие люди, не нуждаемся в научном объяснении тех явлений, о которых мы знаем из святой Торы уже тысячи лет, поскольку она является Божественным «планом» сотворения, полученным нами от самого Всевышнего.

Но было бы интересно понять и разобраться, насколько точны результаты современных опытов по отношению к тем древним идеям, описанным во внутренней Торе и даже к открытым законам Торы.

Если говорить кратко: мир создан с конкретной целью, которую человек должен осуществить, исполняя ту миссию, которую возложил на него Всевышний, при этом выбор исполнить миссию должен быть абсолютно свободным. Для этой цели человеку, как компаньону Всевышнего, даны при сотворении, в добавление к обычным способностям, также «надприродные» возможности влияния на бытие не только посредством прямого — открытого воздействия, а также самим сознанием человека и его мыслями.

Как сказано в псалме: «Немного ты умалил его перед ангелами», то есть человек создан с таким силами и таким Божественным потенциалом, что «немного лишь умалил» его от образа своего Творца и он обладает возможностью, если только захочет, восполнить этот ущерб, посредством выполнения своего посланничества и через это объединяясь с Безграничным Творцом.

Как неотделимая часть этого посланничества, в добавление к особенным силам, человек получил также Божественный план — Тору, являющую собой «книгу наставления» для реализации посланничества самым лучшим образом. Посредством того, что человек внедрит в свое личное сознание и через это в окружающий его мир безграничную мудрость Творца и Его Волю по отношению к каждой детали творения. Чтобы ничего из тех способностей, которые даны Б-гом не были бы использованы, не дай Б-г, против Его Воли.

Известно, например, что «цадик» — праведник — может помочь и повлиять милосердием в реалиях мира даже посредством только лишь взгляда, как сказано «добрый взгляд дает благословение». Подобно этому хорошая мысль всякого человека может изменить к лучшему реальное положение, как гласит известное хасидское выражение: «Думай хорошо и будет хорошо».

С другой стороны, существует запрет Торы человеку «стоять и смотреть» в поле своего товарища из-за дурного глаза. Не смотря на то, что, на первый взгляд, его смотрение кажется абсолютно безобидным, оно может привести к материальному ущербу имущества товарища. Подобно этому сказали мудрецы что «не пребывает благословение ни на вещи измеренной, ни на вещи сосчитанной, но только на скрытой от глаз».

Еще одним примером этого может служить запрет считать евреев по головам, чтобы исключить, возникающий в результате этого ущерб, как объясняют мудрецы, что над таким подсчетом правит злой глаз. По этой причине собственно и был наказан король Давид, посчитавший таким образом евреев, что привело к мору.

Также мы находим в Торе, когда царь Моава Балак нанял злодея Билама, пророка, обладающего метафизическим знанием, проклясть Израиль. То для этой цели они поднялись на гору «Цофим», что означает гора наблюдения, чтобы увидеть Израиль и причинить ущерб посредством дурного глаза. Но, поскольку Всевышний не дал Биламу проклясть евреев, то он говорит: «Кто посчитает прах Яакова и число семени Израиля...», то есть не возможно причинить им ущерб посредством измеряющего взгляда, поскольку они действуют по Божественному плану и едины с Творцом, который неизмерим и не ограничен никаким образом.

В объединении с Творцом заключается, кстати, общий смысл всех заповедей — «мицвот». Одно из объяснений слова «мицва» — от слова «цавта» — соединение, то есть через их выполнение человек, который сам по себе ограничен и находится в рамках природы, объединяется с безграничным Творцом и посредством этого поднимается над природой.

Еще одним примером «бесконтактного воздействия» через сознание, является известный закон в ситуации, когда идолопоклонник смотрит на вино. Он может превратить кошерное вино в трефное в одно мгновение, только лишь посредством взгляда, так что это вино теперь будет запрещенным.

Причина же этого в том, что идолопоклонство — это негативная склонность человека к тому, чтобы ограничить Божественность, придать ей конкретный образ, не дай Б-г, связать ее с материальными изображениями и формами, идолами и т.д. Что приводит к тому, что их духовная, внутренняя проблема влияет на окружающий мир.

Теперь мы можем лучше понять выводы квантовой механики: Всевышний создал мир посредством Божественных волн, как сказано в книге «Зоар»: «Волны — это света собирающиеся и спускающиеся и подымающиеся внутрь его и наполняющие его», то есть свет наполняет все существование мира, «и все эти волны и излияния [света], все они выходят и распространятся из высшего мира». И этим волнам Всевышний дал двойственную природу: с одной стороны — раскрыть безграничную силу «Эйн Соф» (Бесконечного света), который связывает мир и Творца, с другой — возможность быть отдельными частицами, существующими и уничтожающимися. И все это зависит от свободного выбора человека.

Принципиальная разница между частицами и волнами такова, что волна постоянно связана со своим безграничным источником и поэтому ее отношение к ограничениям пространства мизерна, по этой причине волны вообще, и электромагнитные волны в частности, занимают все пространство своим безграничным потенциалом.

Частицы же в соответствии со своим названием ограниченные сущности, обладающие формой и границами и конечно их природа не сопоставима с природой волн, ( тем не менее они являются пока еще чудесными частицами, несущими в себе Божественную силу, одевающуюся в материальное существование и осуществляющими его бытие!)

Низвержение волн света и материи и «переворачивание» их в частицы именно посредством человека обладающего свободой выбора, происходит по причине того, что человек — ученый — стремится измерить и оформить своим ограниченным разумом чудесный мир, созданный Всевышним.

Как провозгласил праотец Авраам: «Б-г — мир», не «Б-г мира», в том смысле, что мир существует отдельно, а Всевышний им безраздельно правит, а именно «Б-г — мир», что Он и Его мир — одно. Это несмотря на то, что Всевышний внес в природу творения свою безграничную силу именно в форме волн, с целью чтобы человек усилил связь мира с Божественностью через Тору и заповеди («мицва» — слово выражающее идею связи и объединения) и раскрыл, прежде всего, через свое личное сознание и разум единство Всевышнего во всех нюансах творения, как мы говорим и подчеркиваем в известной молитве, два раза в день: «Слушай Израиль, Всевышний Б-г наш, Всевышний един».

Это объединение, которое должно быть осуществлено через человеческое сознание, мира и Божественной силы дающей ему существование каждое мгновение, не только охраняет существование волн и задерживает их распадение на частицы, но и укрепляет их в такой форме, что делает возможным более великое раскрытие Божественности, раскрытие, которое будет видно также нашим материальным глазам, как существование мира не является отделенным от Всевышнего Благословенного, как говорилось выше, что Он и Его мир — одно.

Эта идея, по сути, является также внутренним смыслом Геулы (Освобождения)и прихода Мошиаха (Мессии), про которого говорится, что он придет в форме «бедняка, едущего верхом на осле» (пророк Захарья), как это объясняется во внутренней Торе, что «хамор» — осел намекает на материальность мира, «хомер» — материя. То есть материю, как она очистилась и объединилась с Божественностью через действия сыновей Израиля и праведников народов мира в течении всех поколений, таким образом, что истинное понимание сути существования мира пронизало сознание всех людей. И раскрытие квантовой механики является неотъемлемой частью этого процесса, поскольку посредством ее раскрывается Божественное осуществление материи также в отношении низших ступеней человеческого понимания, (которые не «ограничиваются» простой верой…) посредством точного научного свидетельства о высочайших духовных идеях, сокрытых в течение многих сотен и тысяч лет в тайнах Торы.

Эта вещь, несомненно, может помочь нам, как «последнему поколению изгнания и первому поколению освобождения», выражаясь языком Ребе: «открыть глаза», и пронизать наше сознание единством в творении, в форме, приемлемой не только для души, но и нашего тела и разума.

И от сознания человека, как компаньона Всевышнего в сотворении, это распространяется также в реальное существование, посредством выражения, сказанного самим Ребе Королем Мошиахом: «Думай хорошо и будет хорошо», не только в качестве оптимистического пожелания, а как сама эта мысль активно воздействует на бытие, вплоть до такого положения, что все становится хорошо в истинном понимании — в наступлении полного и окончательного Освобождения сейчас же моментально и сразу.

Опубликовано: 27.12.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter