СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 11:32

Потомок польских ребе: «Ребе Король Мошиах жив!»

Когда польский хасид со всеми причиндалами (штраймл, длинные пейсы...) вдохновенно рассказывает о седьмом поколении и о Ребе Короле Мошиахе, не сразу удаётся поверить своим глазам и ушам.

4588 (4) мин.
Натан Авраам Перевод:Ора Хайловская

Когда польский хасид со всеми причиндалами (штраймл, длинные пейсы и т.д.) вдохновенно рассказывает о седьмом поколении и о Ребе Короле Мошиахе, который жив и сущ, не сразу удаётся поверить своим глазам и ушам.

Р. Исраэль Шнейбалг — сын ребе из Верцки (Бней-Брак), потомок ребе из Цанза, Жидичева, Кречнева (Реховот), Сарт-Вижниц (Хайфа) и прочих великих людей. Около года назад он женился на внучке ребе из «Толдот Авраам-Ицхак» и дочери сатмарского хасида и живёт теперь в иерусалимском харедимном квартале «Меа Шеарим». Он мог бы продолжать в том же духе и со временем сам сделаться чьим-нибудь ребе , но вместо этого стал отпетым хабадником. Обладая глубочайшими познаниями во всех областях хасидизма ХАБАД, он пропагандирует свои взгляды в «Меа Шеарим» и других разнохасидских и литовских харедимных кругах.

— Сейчас тысячи харедим изучают хасидизм. И если кому-то кажется, что мошихистское восприятие отталкивает людей, то он ошибается. Наоборот, если всё правильно объяснять и приводить источники, это притягивает людей в ХАБАД. Только таким образом они могут стать истинными хасидами. Что действительно отдаляет людей «извне», так это когда хасиды ХАБАДа разговаривают во время молитвы и ведут себя не так, как ожидается от того, кто учил хасидизм и связан с Ребе, — утверждает р. Шнейбалг .

Он бегает с урока на урок, находится в постоянной связи со многими молодыми людьми, направляет и поддерживает их, причём как польских хасидов, так и хабадников.

— Изучение хасидизма, Торы Мошиаха и связь с Ребе Королем Мошиахом заставили лично меня осознать, что это нечто неизмеримо более возвышенное, чем всё, на чём я воспитывался.

В доме Шнейбалгов всегда уважали Ребе и даже пользовались «Игрот Кодеш». Тем не менее, для Исраэля путь в ХАБАД, мягко говоря, не был устлан розами.

— Мы с отцом молились в хабадской синагоге в Реховоте. А в бней-браковской общине моего отца пользовались спросом листки «Сихат а-Геула», позже я стал читать также еженедельник «Бейт-Мошиах», который доставал в Бейт-Хабаде р. Хананьи Коркуса. Особенно меня потрясли статьи р. Леви-Ицхака Гинзбурга. Я также видел много фотографий и видео Ребе.

В чебенской йешиве — одной из лучших хасидских йешив, я почувствовал свою беспомощность. С одной стороны, хочешь приблизиться к Всевышнему, с другой — не имеешь для этого эффективных средств. Я молился по полтора часа, раскачивался, орал, бил в ладоши, но ничего при этом не ощущал. Тогда я стал учить «Танию», а позже — «сихот» и «маамарим» Ребе. Друзья говорили мне в ту пору: «Мы не знаем, что такое ХАБАД, но физиономия у тебя стала гораздо более счастливая».

Я ходил на фарбренгены машпии р. Йосеф-Ицхака Зильберштрома, и он-то и привел меня к мошихизму. Он очень открыто и воодушевлённо говорил об этом и приводил галахические источники, а главное — я видел перед собой настоящего Богобоязненного еврея, действительно любящего Всевышнего, и поэтому его хотелось слушать.

Друзья по йешиве видели, что я становлюсь хабадником, и стали беспокоиться : «Будь хабадником, но тихо, пока не женишься». Мы ведь женимся только на внучках и дочках главах хасидских движений, вот они и беспокоились обо мне. Кто захочет породниться с «любавичером», да ещё и «мошихистом»? Они так надоедали мне, что я решил написать Ребе. Недалеко от «Чебенки» есть хабадская синагога. Я зашёл, прочитал пару псалмов, взял том «Игрот Кодеш» и попросил у Ребе совета и благословения. Мне было ясно, что Ребе постоянно со мной.

Прочитав ответ, я был поражен. Ребе писал парню, который приблизился к ХАБАДу, и объяснял, что раньше были выдающиеся евреи, которые боялись широко распространять хасидизм, но после того, как хасиды проявили самопожертвование за Тору и заповеди, сопротивление хасидизму исчезло. Ребе добавлял, что он был рад услышать, что я хожу на фарбренгены в йешиве «Торат Эмет» (я действительно туда ходил).

Однажды меня вызвал к себе в кабинет один из раввинов йешивы. Он сказал, что очень уважает Ребе из ХАБАДа, он большой праведник, но «не тот наш светлый путь». Мы спорили на протяжении трех часов (в результате чего опоздали на молитву «минха» и были вынуждены присоединиться к миньяну в той самой хабадской синагоге). В конце концов он пригрозил мне, что если я не «успокоюсь», то окажусь за дверью йешивы. Действительно, незадолго до того исключили группу слишком увлёкшихся бреславских парней, так что повод для беспокойства был. Я вновь обратился к «Игрот Кодеш», и опять получил потрясающий ответ.

Ребе писал, что всякое сопротивление, которое я встречаю на своём пути, идёт от нечистой стороны этого мира, и что если выстоять, то все преграды исчезнут. Вскоре я увидел, как исполняется это предсказание: родителям позвонили из директората и сказали, что мне разрешается учить хасидизм и ходить на фарбренгены, единственное — не увлекать за собой учеников йешивы.

Когда подошло время, мама стала искать для меня «шидух», но откровенно поделилась со мной опасениями, что никто не захочет хабадника-мошихиста. Я, конечно, написал Ребе. Ребе отвечал, что удивляется по поводу беспокойства в отношении сватовства, и что будут чудеса. Я показал маме ответ, та была поражена и сказала, что если увидит, что «это работает», то расскажет всем подругам.

В итоге моя невеста оказалась внучкой ребе из «Толдот Авраам-Ицхак» и дочкой главы колеля, сатмарского хасида. Когда мои друзья по йешиве услышали об этом, они развесили по стенам фотографии Ребе с надписью «Дидан ноцах» (победа за нами). А моя мама выполнила обещание и стала повсюду распространять «Игрот Кодеш».

Я, как настоящий хабадник, должен был полететь к Ребе перед свадьбой, но денег не было. Ответ Ребе был — «благословение на огромное богатство». Я стал ждать чуда, которое не замедлило явиться: один состоятельный родственник предложил оплатить дорогу.

В «770» я прилетел в день рождения Ребе, 11-го Нисана. Однажды в дни Песаха повстречал там пожилого сатмарского хасида. Тот удивился, что я с одной стороны пою «Йехи Адонейну» и т.п., а с другой — одет как сын или внук ребе, и спросил, кто я такой. Узнав о моей родословной, он очень рассердился: «Что же ты тут делаешь?» «Пришел к главе поколения», — ответил я ему. Дав ему высказать все, что он думает по этому поводу, я спокойно спросил, а что тут делает он. Оказалось, он уже двадцать лет бывает здесь на Песах. Я спросил почему, но не стал ждать ответа, а ответил сам: «Потому, что вы чувствуете, что тут правда. То же чувствуют ещё десятки тысяч таких, как вы и я, но только я пошёл на один шаг дальше»...

Вернувшись в Израиль, я крупно занялся «мивцоим», что не понравилось моему будущему тестю и он послал ко мне соседа попросить перестать, но в итоге ему пришлось позвонить папе невесты и сообщить, что ХАБАД для меня важнее всего и единственное, от чего я готов отказаться — это не накладывать тфиллин людям на центральной автобусной остановке (но только там).

Я написал Ребе о том, какое на меня оказывают давление. Ответ Ребе был такой: «Поздравляю со свадьбой в святом городе Иерусалиме и рад услышать, что вы сразу поехали в шлихут... и если Всевышний даёт вам этот шлихут, то Он же даёт и силы на него».

Ходили к каббалистам, чтобы те на меня подействовали, но они сказали, что если я — хабадник, то они ничего не могут обещать... хотели идти со мной на компромиссы — будь хабадником без мивцоим — я их услал к своему машпие р. Зильберштрому, и после встречи с ним всё стало на свои места.

— В чём разница между «польским хасидизмом» и ХАБАДом?

— В польском хасидизме нет системы. Есть книги с короткими высказываниями. Главы польского хасидизма произносят речи, основанные на фразах из Торы, но они говорят об определённом уровне служения Всевышнему, на который их хасиды слишком часто не могут забраться. Хасидизм ХАБАДа показывает, как Божественность присутствует в любой вещи, как этот мир находится под постоянным надзором Всевышнего, и это меняет человека. Для изучающего хасидизм, мир не является самостоятельной реальностью, и тогда можно по-настоящему молиться Всевышнему, не думая, что о тебе скажут. Хасидизм ХАБАДа объясняет, что такое еврей, чем он отличается от народов мира, структуру мироздания, смысл заповедей, и начинаешь любить Всевышнего, соблюдать заповеди с радостью, а не со страхом, понимаешь, что Всевышний с тобой, а ты послан в мир для выполнения определённой задачи.

— Почему же всё-таки та вера, которая была до появления ХАБАДа, теперь уже не годится?

— Ребе говорит, что после того, как хасидизм спустился в мир, его все обязаны изучать. Раньше евреи были простые, всё принимали без вопросов. Теперь, как написал р. Хаим Виталь ещё четыреста лет назад, воздух в мире стал более плотный и сильнее заслоняет Божественность, поэтому необходимо изучать внутреннюю часть Торы. Учить только внешнюю — опасно. Об учениках одной известной йешивы ходили слухи, что они усердно молились и при этом нарушали Шабат и ходили с непокрытой головой (когда никто не видел). Алтер Ребе назвал свою книгу «Тания», чтобы сломать нечистую оболочку «тания», что это за оболочка? Она прицепляется главным образом к изучающим Тору и может вызвать в них гордость — мол, я такой умный, выучил столько-то трактатов Талмуда. Хасидизм ставит человека на место.

— Не секрет, что очень многие в наше время учат хасидизм. Как вы думаете, почему это происходит именно сейчас и что будет дальше?

— Это происходит уже много лет. Но теперь надо пойти дальше и говорить больше об Освобождении и Мошиахе. Некоторые хабадские организации предпочитают не учить людей «Двар Малхут» (беседы Ребе от 5751-2, т.е. 91-го и 92-го гг.) и тем самым скрывают от них половину правды. Люди сегодня ищут Ребе, ищут Мошиаха, об этом необходимо говорить, а не скрывать, ведь правда в конце концов раскрывается, и лучше раньше, чем позже.

До 3-го Тамуза можно было видеть Ребе, и связь с ним была через письма и раздачу долларов, но сколько евреев каждый год становилось хабадниками? Десятки или сотни. Сегодня речь идёт о многих тысячах, я не преувеличиваю. Мы просто не всегда видим это по их одежде.

«Двар Малхут» — это связь с Ребе. Нельзя принимать мнение Ребе только оттуда, откуда нам удобно, это нехабадский подход.

Машпиа реб Мендель Футерфас однажды встретил бывшего товарища по йешиве «Томхей Тмимим», который стал коммунистом. Реб Мендель спросил его: «Ты же знаешь правду, как ты можешь закрывать на неё глаза?» Ответил парень: «Я знаю правду, но не работал над ней».

Здесь то же самое: можно учить хасидизм, но настоящая работа — это знать, что Ребе жив и сущ душа в теле. Всё, что мы делаем, все «мивцоим», должно быть проникнуто «Мошиахом».

Один польский хасид сказал, что он никогда не сможет стать хабадником, т.к. он связан со своим ребе максимум на 30%, а связь с Ребе в ХАБАДе должна быть на все 100%. Его ребе сам по себе, а он сам по себе; и если ребе ему скажет: «поезжай в Таиланд», он ему ответит: «Сами езжайте, а я потом». Полного самоустранения можно добиться только через «Мошиах жив и сущ».

На самом деле весь хасидизм — это «Геула и Мошиах», но все-таки мы видим, что Ребе сам проводит границу и в беседе на главу «Тазриа-Мецора» говорит учить раздел «Геула и Мошиах» внутри самого учения хасидизм, а этого больше всего в явной форме в беседах 5751-52 гг.

— Почему вы так много говорите о необходимости изучать тему «Геула и Мошиах»?

Потому, что только изучая её, можно по-настоящему жить в нашем поколении, понимая, что происходит. Ребе говорит, что мир готов к Геуле. Это невозможно объяснить, но, поучив тему «Геула и Мошиах» и выйдя на улицу, вы ощущаете, что мир действительно готов и есть ответы на все вопросы.

Опубликовано: 22.02.2013 Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter