СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 3 Кислева 5783 года, первый день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-11-27 09:49

Бразилия: посланники в Петрополисе

Полицейский-бразилец, ознакомившись с образом жизни воспитанников ешивы, сказал прибывшему с ним еврею: «Ты идиот. Здесь из твоего сына человека сделают. А ты хочешь, чтобы он был наркоманом. Я бы своих детей сюда отдал, если бы мог».

2890 (0)
Бразилия: посланники в Петрополисе
Бразилия: посланники в Петрополисе

Бразилия… Страна морских пляжей, полноводных рек, вечнозеленых лесов, высоких гор. Знаменитое Бразильское плоскогорье занимает центральную и южную часть страны, достигая в высоту до трех километров. На вершине одной из гор живописная равнина, и одинокая заброшенная усадьба на ней. Хозяева не выдержали безлюдья. Хаим и Ривка Биньямини, посланники Любавичского Ребе купили ее…

Он родился и вырос в Будапеште. Она — в городе Найтра в Чехословакии. Оба из религизных семей, чудом уцелели в Катострофе (об этом она потом написала книгу), в числе первых прибыли в Израиль, жили и работали в религиозном кибуце (сельскохозяйственное общинное хозяйство). Здесь встретились и поженились. Он работал в поле, она в детском саду. Не чуждались никакой работы. Но когда настал год «шмиты» (седьмой год, в который согласно Торе запрещено работать в поле) и кибуцники большинством голосов, боясь голода, решили не прерывать земледельческий труд, Хаим и Ривка ушли из кибуца.

Он несколько раз ездил в командировки от Еврейского агентства в Бразилию. Получил задание создать там еврейскую школу, и они поехали на другой континент в другом полушарии. Школа, которую они открыли, получила название «Бар Илан». Вернулись и некоторое время жили в Иерусалиме. Он начал ходить на уроки по хасидизму, которые проводил Цви Айзенбах, любавичский хасид. Стали хабадниками, и в следующий раз поехали в «шлихут» как посланники Ребе, с которым у них уже была связь через письма. В стране со стотысячным еврейским населением не было ни одной ешивы. Ребе сказал: «Нужно открыть в Бразилии ешиву. Подальше от соблазнов большого города, в горах, в чистой обстановке».

И вот они приобрели имение в горах под названием Петрополис и прекрасную территорию вокруг. Ривка впоминает: «Выглянула утром в окно — красота такая аж дух захватывает. Словно слышишь слова Б-га, творящего Мир: „Да произрастит земля зелень“». Величавые деревья, яркая зелень, всевозможные цветы. К красоте со временем она привыкла, а вот к безмолвию — нет. Первое время, кроме мужа, который всегда был в бегах по делам, не с кем было словом перемолвиться. Красивая природа часто показывала себя с другой стороны. Жара, влажность, ливневые дожди, от которых почва размокала так, что порой строения уходили под землю. Головокружение от разряженного воздуха. Один человек сказал: «Сначала словно попал в рай, а спустя некоторое время кажется, что ты в аду». А чего стоил спуск в долину по закрученной спиралью дороге. Да еще, когда в горах —10, а внизу +35. А спускаться нужно было каждый день, возили детей в школу в Рио-де-Жанейро. Ривка к тому же два раза в неделю давала в городе уроки для женщин. (И сейчас дает в свои 80 плюс…). Не каждый из приехавших работать в ешиве остался здесь. Тем не менее по их призыву по соседству поселились еще несколько еврейских семей. От восхода и до захода солнца велись строительные работы.

Он ездил по всей стране, уговаривал евреев отдавать сыновей в ешиву, чтобы они могли получить еврейское образование. Многие говорили, что они хотят, чтобы их дети приобрели какую-то профессию. И он обещал, что в ешиве будут изучать разные предметы и давать учащимся специальность. И так оно и стало на самом деле. Он сам и приезжающие от Ребе посланники преподавали Тору, а для изучения физики, математики и других предметов нанимали специальных учителей, которые приезжали из Рио. Были случаи, когда некоторые учащиеся заочно занимались даже в университете. Нам довелось познакомиться с хабадником, который когда-то учился в петрополисской ешиве, а сейчас работает врачом в Кфар-Хабаде, проводит в ешивах беседы на тему «Тора и медицина». А ведь, если бы он не попал в Петрополис, мог бы стать наркоманом, которых в Бразилии много. Был уже близок к этому. Забегая вперед, скажем, что один бывший наркоман стал в будущем раввином.

Молва о ешиве в горах распространилась далеко вокруг. Она принимала мальчиков и парней всех возрастов. Младшему из учащихся было 9 лет, а старшему — 26. Однажды приехала полицейская машина. Отец одного из учащихся требовал, чтобы ему вернули сына. Полицейский-бразилец, ознакомившись с образом жизни воспитанников ешивы, сказал прибывшему с ним еврею: «Ты идиот. Здесь из твоего сына человека сделают. А ты хочешь, чтобы он был наркоманом. Я бы своих детей сюда отдал, если бы мог». Это была своего рода колония Макаренко, где выводили на светлую дорогу скатившихся в болото парней. (В данном случае — возвращали их к вере предков).

На плечи Ривки, конечно же, легли всевозможные хозяйственные заботы. Вместе с детьми (две девочки родились в Иерусалиме, а сын — в Бразилии) ходила в расположенные поблизости крестьянские поселки, покупали выращиваемые ими овощи, фрукты и другую сельхозпродукцию. Важным делом было наблюдение за дойкой коров, что позволяло приобретать еврейское молоко и потом делать из него сметану, творог, сыр и другие вещи. А чего стоило каждый день вовремя наварить для всех.

Пролетели годы. Дети подросли, создали семьи. Их дочке Саре «шидух» сделал сам Ребе. Ее муж (сегодня это очень известный раввин) оказался мастер на все руки. Резал кур, мелкий и крупный скот («Шхита Любавич»), выделывал шкуры и делал из них пергамент для написания мезуз. К тому времени Ривка уже открыла в поселке детский сад. Наряду со щебетанием птиц звучало все больше детских голосов. Внуки рождались один за другим. Здесь Хаим и Ривка праздновали «золотую свадьбу». Скоро созданная ими ешива отметит 40-летний юбилей. Вместе с отцом работает в ней Авраам-Давид, который со своей семьей остался жить здесь. К ним присоединился муж вернувшейся в родные пенаты Леи — дочери Сары. Сегодня здесь все условия для нормальной еврейской жизни. Это не забытый Б-гом уголок. Наоборот. Здесь живут настоящие евреи. А значит и «шхина» присутствует здесь.

Опубликовано: 21.04.2007Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter