11 Хешвана 5782 года, первый день недели, гл. Вайера

У Шауля...

Два года назад на одной из улиц в центре Хайфы появилась большая вывеска: «Хабад-Любавичский центр русскоязычных евреев». Пожалуй, это первая организация c таким названием в Израиле. Создал ее Шауль-Давид Бурштейн...

3370 (0)
У Шауля...
Шауль Бурштейн возле нового «мицвотанка»

— Вы были вчера у Шауля?

— Нет. А что у него было?

— Разве Вы не видели афиши? На всех улицах расклеены, да еще такие красочные. Так интересно было. Пели, танцевали, слушали рассказы. Музыка хорошая была. И «лехаим» делали. На идиш это называется «фарбренген». И в ресторане заодно побывали. Очень приятная обстановка была.

— В каком ресторане? На улице Герцля?

— Нет. На Герцля Пурим отмечали. А в этот раз на Нордау. В честь годовщины освобождения шестого Любавичского Ребе из советской тюрьмы. Много интересного Шауль и его друзья-хабадники рассказывали.

— На каком же языке?

— Как на каком? На русском, конечно. Ведь это организация специально для русскоязычных евреев. Приходите на Арлозоров, 7. Там каждый день открыто. Есть библиотека, уроки интересные проводятся. Если какие-то проблемы, могут помочь...

Два года назад на одной из улиц в центре Хайфы появилась большая вывеска: «Хабад-Любавичский центр русскоязычных евреев». Пожалуй, это первая организация c таким названием в Израиле. Создал ее Шауль-Давид Бурштейн, в прошлом учащийся хайфской хабадной ешивы. Сам «баал тшува», он очень переживал за то, что многие евреи из России, прибыв на Святую Землю, до сих пор сохраняют ментальность, привитую им в стране, где практически была ликвидирована еврейская жизнь. Естественно, что там они не могли ходить в синагогу. Этот важнейший атрибут еврейства там практически отсутствовал. Но здесь-то «Бейт кнесет» на каждом шагу. Неужели не тянет зайти? К сожалению, у многих еще не возникла такая потребность. Но многие заходили, и... уходили, ничего не поняв. В основном это люди, для которых русский язык остался родным.

Идея создания русскоязычной хабадной общины в Хайфе возникла не сегодня. Были попытки проведения уроков по хасидизму, пытались молиться вместе по субботам (правильнее сказать: учиться молиться). Но не было материальной базы, а на голом энтузиазме, как известно, далеко не уедешь. Не все и поддерживали эту идею, мол, зачем это нужно, пусть все ходят в существующую синагогу, что-то поймут со временем и то хорошо. Так и живем: одни приходят в синагогу три раза в день, другие не только к синагоге, а и к Торе вообще не приближаются. (А ведь приближать каждого еврея к Торе — основной принцип Хабада). И как быть с повсеместным распространением хасидизма, без чего не придет Мошиах? Шауль написал обо всем этом письмо, вложил его в один из томов «Игрот а-Кодеш» и получил ответ Ребе: действовать!

Начал с поиска помещения. Снял то, что было по карману, — небольшой полуподвал. Зато в людном месте. Отремонтировал его, приобрел необходимую мебель и другие нужные вещи, сделал рекламу и... работа началась. Огонек был зажжен, и на него потянулись люди. Кто-то искал книги, кому-то нужна была мезуза (кстати, у Шауля есть удостоверение «сойфера»), кто-то интересовался, как сделать «бар-мицву» сыну... Заглядывали и просто посмотреть, что это за Центр русскоязычных евреев. Вскоре начали осуществлять одну из главных задач — собирать людей на встречу субботы. Постепенно сложился «миньян» для молитвы. Стало (да и с самого начала было) тесно. Удалось договориться с организацией «Яд ле-ахим» («Рука братьям»), у которой были свободные помещения. Стали там встречать субботу, проводить уроки, организовывать «фарбренгены» и другие мероприятия. Отмечаются основные еврейские праздники и хасидские даты. Есть, как положено, комната для женщин. Теперь, когда говорят: «Встретимся у Шауля», уточняют, по какому адресу.

Проводятся уроки по Торе, хасидизму и другим темам. В основном их дают сам Шауль и его заместитель работник Хайфского университета доктор Захария Френкель. Открылся «колель» (учеба для пожилых людей). У Шауля уже немало помощников. Еженедельно выходит стенгазета с беседой Ребе по недельной главе, хасидской историей и выдержками из книги «Сегодня — день...». Работает детский клуб, а в каникулы — детский лагерь. При посредничестве Центра более 20 человек выполнили заповедь обрезания, десятки мальчиков подготовлены к проведению обряда «бар-мицвы», ведется запись детей в религиозные школы и т.д. и т.п. Недавно здесь открылся «Гмах», где за бесценок можно приобрести нужную вещь. Начали проводить интернет-уроки по хасидизму, выпускать свой печатный орган — газету «Эра Мошиаха».

Особенно полюбились всем праздничные мероприятия. К примеру, на упомянутое выше празднование Пурима в ресторане собралось до 300 человек. И это уже второй раз.

Очень большую работу Шауль и его помощники проводили в дни, когда на Хайфу падали ракеты Хизбалы. В частности, обеспечивали горячей едой до 250 человек, сидящих в бомбоубежищах.

Откуда же деньги на все это? Шауль не Бродский, как сказали бы раньше в любом еврейском местечке, и добавим, далеко не Бродский. Основной источник — пожертвования. Слава Б-гу, есть у нас заповедь «цдака», и не переведутся выполняющие ее. Тяжело приходится Шаулю (и семье порой тоже), но не покидает его мечта — найти миллионера, который вдруг даст ему нужную сумму, скажем, на строительство новой синагоги. А пока... в старой тесноватой хабадной синагоге в Хайфе стали появляться новые лица. Это люди от Шауля.

Опубликовано: 21.03.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter