1. Изменение народов мира — основное новшество Геулы
Одной из центральных тем, о которой говорят пророки в связи с будущим Освобождением, является присоединение народов мира к этому процессу. Как сказано (Йешайа 2:2-4): «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня… и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдем…». И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам…».
РАН объясняет, что это одно из самых важных свидетельств о приходе Мошиаха, как сказано (Цфанья 3:9): «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Господа, чтобы служили Ему единодушно».
Также и РАМБАМ пишет («Законы о королях» 11:4): «Все происшедшее с Йешуа а-Ноцри и с измаильтянином, который пришел после него, было подготовкой пути для Короля Мошиаха‚ подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему… Но когда придет истинный Мошиах‚ и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение».
И в следующей главе (12:1) РАМБАМ пишет так: «И в дни Мошиаха все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать, но станут есть только дозволенное им Всевышним, живя в мире с Израилем».
Абарбанель объясняет, что все жители земли перестанут проводить время в тщете и суете, а узнают о том, что вся власть принадлежит Всевышнему, и смогут реализовать свою цель, для которой они были созданы.
2. Народы мира в свете учения Мошиаха
Во многих беседах Ребе Король Мошиах объясняет, что в наше время мир уже готов к наступлению Освобождения. Одним из новшеств этого периода является изменение, которое происходит с народами мира. Оно проявляется в том, что люди начинают вести себя по совести и справедливости, помогая при этом евреям. Из этого следует вывод, что народы мира готовы к приходу Мошиаха. Кроме этого, Ребе дал указание распространять 7 законов Бней Ноах, что также свидетельствует о готовности народов мира к Освобождению.
Это одно из самых поразительных новшеств в учении главы поколения — требование от нас, евреев, заниматься исправлением всех жителей земли. Мы должны увидеть, что народы мира очень сильно изменились в лучшую сторону во многих сферах жизни.
Известно, что Ребе установил несколько кампаний в этой области: «Молитву в общеобразовательных школах» (13 Тамуза 5722 г.), «Минуту молчания» (11 Нисана 5742 г.) и, конечно, распространение «Семи заповедей потомков Ноя» (6 Тишрея 5743 г.).
Чтобы понять суть этого новшества, нужно объяснить идею существования народов мира и их состояние во время Освобождения.
3. Основное новшество Короля Мошиаха — действия с народами мира
В трактате «Санедрин» (98б) обсуждается личность Мошиаха:
Сказал рав Йеуда, сказал Рав: «В будущем Всевышний поставит над ними другого Давида… Рав Папа сказал Абайе: „И написано: ‘И Давид, слуга Мой, — предводитель их навеки’? (Это как) кесарь и заместитель кесаря“».
Ребе задает вопрос («Книга бесед» 5748 г., стр. 388, а также об этом см. перевод «Ликутей Сихот» том 35, стр. 206-210): почему Мошиаха называют римским словом «кесарь», а не на языке Торы, тем более, что речь идет о человеке, который родился с помощью кесарево сечения? И тут Ребе дает поразительное объяснение, которое переворачивает все наши представления о роли Мошиаха:
И вот, самое главное новшество праведного Мошиаха (по сравнению с королями и предводителями, которые были до него) это не действия с еврейским народом по укреплению соблюдения Торы и заповедей, а его действия в мире и те изменения, которые он совершит с народами мира.
В отношении деятельности с еврейским народом в области святости уже были прецеденты в прошлом, но настоящее новшество произойдет в работе с народами мира. В течение всей нашей истории никогда не было периода, когда народы мира подчинились бы еврейскому королю.
Поэтому понятно, что Мошиаха в Талмуде называют римским словом «кесарь» для того, чтобы подчеркнуть его исключительное новшество — влияние на народы мира и их исправление. Как ребенок, рожденный с помощью кесаревого сечения, появляется на свет необычным образом, так и влияние на народы мира является неестественным, надприродным действием — и его совершит Король Мошиах.
Вопрос: Правда ли, что все неевреи примут гиюр во время Освобождения и станут евреями?
Ответ: Нет. Цемах-Цедек (Ор а-Тора, Дварим стр. 1767-8) и Ребе ШЛИТА ( «Ликутей Сихот» том 23, стр. 179 прим. 76. Итваадует 5742 том 2, стр. 758) пишут, что в будущем останется разница между евреями и народами мира, как это следует из слов РАМБАМа и многочисленных пророчеств.
Вопрос: Правда ли, что во время Освобождения неевреи погибнут?
Ответ: Нет. Ребе объясняет, что этого не может быть, так как сказано (Псалмы 145:9): «Добр Всевышний ко всякому и милосердие Его — на всех созданиях Его». Тем более, что во многих местах Торы сказано, что народы мира станут помогать евреям.
Вопрос: Будет ли Освобождение только для еврейского народа?
Ответ: Нет. Согласно мнению РАМБАМа, оно будет для всех людей на земле.
4. Раскрытие искр святости у народов мира
Все это можно понять в соответствии с учением хасидизма. В каждом творении есть оживляющая их искра Творца, которая в будущем поднимется к своему источнику. Соответственно, все народы мира обратятся в святость. В этом и заключается новшество Освобождения — когда раскроется, что суть всего есть сущность Всевышнего. Совершенства это достигнет после того, как все народы мира станут вместе служить Всевышнему.
Вопрос: Разве во время правления Шломо (Соломона) не было этого, когда народы мира подчинялись Всевышнему?
Ответ: Да, но есть большая разница. В то время это подчинение было вызвано внешними причинами. Исходящий из Храма духовный свет привлекал народы мира в Иерусалим и только там они принимали власть Творца. Во время Освобождения это произойдет изнутри, благодаря раскрытию их собственного света. Еще одно отличие в том, что во время Шломо это затронуло только тех, чьи искры святости еще не попали в сети зла и духовной нечистоты. Во время Освобождения будут очищены все.
5. Процесс уже начался!
В своем выступления 10 Тевета Ребе пишет о том, что «народы мира сами присоединятся к евреям, помогая привезти их» и цитирует пророка (Захария 14:16): «И будет каждый оставшийся из всех народов тех, приходивших на Йерушалаим, подниматься из года в год, чтобы поклониться Всевышнему…», ведь сказано (Йешайа 56:7): «Ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов».
А через четыре месяца, в «Двар Малхут» на гл. «Ахарей-Кдошим» Ребе объяснил, что сейчас, в самые последние минуты изгнания перед наступлением Освобождения, народы мира, которые в прошлом мешали евреям соблюдать Тору и заповеди, изменили свое поведение и теперь они помогают евреям в исполнении заповедей и помогают им ехать на Святую Землю. Также в отношениях между самими народами мира, по словам Ребе, появился значительный прогресс.
Обратите внимание: раньше Ребе говорил об этом в будущем времени, а в этот раз — как уже о свершившимся событии! Теперь понятно, что мы находимся в процессе Освобождения!
6. Отношение к народам мира в наше время
Из всего вышесказанного понятно, что мы, люди седьмого поколения (от Алтер Ребе), первого поколения Освобождения, должны видеть в окружающих нас народах признаки раскрытия Всевышнего. Это возможно только с нашей же помощью, когда мы будем побуждать их к исполнению 7 заповедей и жизни по принципам добра и справедливости.
«Весь мир уже готов!», — говорит Ребе Король Мошиах в «Двар Малхут» по главе «Корах» (п. 12) и завершает свою мысль: «И когда еврей будет выполнять свою работу как следует — выше всех рамок и ограничений — но вместе с этим не покидая эти рамки и облекаясь в них — он увидит, как весь мир и народы мира оказывают ему помощь в этой работе».